Подводить итоги прошедшим кинофестивалям всегда было делом самым неблагодарным, поскольку изменить уже ничего нельзя, а любые оценки так или иначе будут субъективными. Тем не менее после 43-го Московского международного кинофестиваля есть что сказать.

Несмотря на все опасения, что фильмов просто не будет в достаточном количестве, отборочная комиссия сумела найти 14 картин, качество которых как в кинематографическом, так и в эстетическом плане превысило любые ожидания. Причём установить причины подобного довольно сложно. Фильмов на самом деле стало гораздо меньше, а в следующем году ситуация только ухудшится из-за пандемии коронавируса. Но даже в таких условиях организаторы смогли максимально усложнить работу жюри, пытавшегося определить самых лучших.

#засранка

Вполне себе неожиданной можно назвать победу среди прочих румынской ленты Андрея Хуцуляка «#засранка». Фильм всё-таки трагикомедия, что само по себе некого рода феномен, поскольку мы довольно редко ассоциируем фестивальное кино с юмором, пусть речь и не о чистом жанре, но всё же. Впрочем, преимуществ картины намного больше – «#засранка» сделана всё-таки на более широкую аудиторию, поскольку поднимает темы весьма актуальные, оголяющие текущий процесс. Да, о коронавирусе нет и слова, но с психологической точки зрения он ощущается хотя бы по той причине, что напряжённость в социальных сетях и не только как раз подходят к своему пику, а понятие интернет-травли отодвинуло на задний фон интернет-зависимость. Необычное решение Хуцуляка в самом конце картины лишь усилило впечатления, удвоив ощущения от просмотренного.

Кадр из фильма «#засранка»

Да, «#засранка» – самый выделяющийся фильм по своей фактуре: это далеко не классика кинематографа, ещё не новое слово, но уже что-то очень самодостаточное и с весьма прочными позициями. Проект был бы невозможен без участия Андреи Грэмоштяну, получившей главный приз за исполнение женской роли. При этом конкуренция у актрисы была весьма внушительная, и даже немного грустно, что  Джерико Монтилла из «Внутреннего сияния» не получила заветную награду за свой дебют в полном метре. Монтилла, в этом нет сомнений, как минимум заслужила второе место, а при другом составе жюри, возможно,  и  стала бы самой лучшей.

Сын

Что касается приза за лучшее исполнение мужской роли, то никакой интриги на 43-м ММКФ не получилось. Журналисты последним увидели иранский фильм «Сын», в котором блестяще сыграл Сохейл Гханнадан, не оставив конкурентам ни единого шанса. Что самое интересное, в этом году вообще получилось так, что вся борьба разворачивалась среди актрис, а не актёров. Очень много сильных женских ролей, прорисованных характеров, у мужчин в других картинах было откровенно мало времени, чтобы раскрыть свои персонажи настолько, чтобы сделать заявку на победу. В этом плане «Сын» не только подарил очень тонкие и глубокие впечатления от увиденного, но и сохранил образ главного героя, оставив куда больше вопросов, чем ответов на них.

Русский след

А вот самым предсказуемым в этом году стал приз за лучшую режиссуру. Уже с первых минут фильма «Последняя «Милая Болгария» стало понятно, что Алексей Федорченко будет претендовать не только на звание лучшего режиссёра, но и поборется за главную награду. Главная награда не случилась, но очень интересный формат, чистый киноязык и прекрасные нетривиальные решения не прошли мимо критических оценок жюри. Приз за лучшую режиссёрскую работу остаётся в России, а особенно значимо то, что конкурентов в этом году просто не было. Федорченко на голову был сильнее оппонентов, продемонстрировав на фоне уже бьющего ключом женского кино силу мужчин в этой профессии.

Кадр из фильма «Последняя «Милая Болгария»

По такому же принципу можно было отметить и работу Юлиана Радльмайера, отдающего себя тематике марксизма. Появление картины в конкурсной программе явно не было случайным, поскольку пришлось пойти на некое нарушение установленных правил в ключе премьерности. Впрочем, нарушать иногда можно, если есть твёрдая уверенность, что результат будет. Результат есть: Радльмайер, грамотно использовавший колорит российских локаций, так называемый русский след и, конечно, сопоставление пролетариата и треклятых капиталистов, наконец-то достиг той вершины, о которой мечтал долгое время – специального приза жюри крупного международного кинофестиваля. Теперь ему предстоит двигаться дальше и бороться за новые высоты, а Московский международный кинофестиваль может с гордостью отметить, что открыл ещё одного режиссёра нового поколения, который обязательно заявит о себе в будущем.

Картина «Человек Божий» Елены Попович вполне ожидаемо получила приз зрительских симпатий – по той причине, что тематически попала на 100% в наш менталитет, а зрители довольно легко предпочли историю, закрыв глаза на то, что деструктивное использование английского языка лишило фильм наград жюри.

Картинки с выставки

Сербскохорватская картина «Синий цветок» Зринко Огреста, индийское «Счастливое предзнаменование» Дон Палатхара, норвежский фильм «Он» Гуро Бруусгорд, «Женщины» Нобутеру Учиды и «Кофейня в поле» Сяофань Ши вполне могут гордиться тем, что приняли участие в фестивале. Претендовать на призы среднего уровня картины не могли, но они точно нашли своего зрителя, и язык не повернётся сказать, что среди них была хоть одна проходная работа. Качество и очень интересный материал сделали эти фильмы частью самой сильной конкурсной программы за последние годы, причём в моменты сложного кризисного времени.

Немного обидно, что без наград осталось «Чрево моря» Агусти Вильяронга – фильм также был сделан в очень интересном ключе, почти в театральном стиле с точечной проработкой каждого эпизода. По-настоящему сильная и интересная работа не была оценена по заслугам из-за нехватки дополнительных опций наград, впрочем, картину отметили дипломом российские кинокритики, что весьма заслуженно.

Послесловие

Безусловно, заслуживала награды и итальянская лента «Равнодушные» режиссера Леонардо Гуэрра Сераньоли. Весьма престижная победа картине досталась благодаря выбору жюри ФИПРЕССИ.

Кадр из фильма «Равнодушные»

Единственным неохваченным фильмом основного конкурса, о котором мы ещё не упомянули, стала экспериментальная лента кубинского режиссёра Мигеля Койулы «Голубое сердце». Для неё участие в ММКФ также классное подспорье, но среди всех остальных картина разительно выделялась тем, что была наиболее близка именно к широкому прокату, что разнообразило как конкурс отечественного фестиваля, так и целостное впечатление от его просмотра.

Итак, фестиваль завершился. Много премьер, все показы со зрителями, потрясающая атмосфера от конкурсной программы. Фестиваль всё же успевает делать то, чего на текущий момент не делают другие – заявляет о себе не только в России, но и в мире. Очень важно сейчас продолжить в таком же ключе, чтобы сделать всё возможное и провести 44-й ММКФ, готовится к которому будет ещё сложнее как минимум на текущем уровне. Но лучше, конечно,  превзойти его, подарив тем, чьё сердце навсегда вместе с отечественным смотром, ещё больше таких же ярких эмоций и сильных впечатлений.