42-й Московский Международный кинофестиваль не сдался под напором серьёзных проблем, зрителей не оставили без самого главного праздника кино в году, а программа смотра приковывает к себе неподдельное внимание. Несмотря на перенос фестиваля с апреля на октябрь организаторам удалось не только сохранить весьма сильную конкурсную программу, но и удивить многих во внеконкурсной, куда попали как ещё относительно свежие картины Берлинского кинофестиваля, так и калейдоскоп других, не менее важных и значимых работ. К сожалению, новые реалии довольно сильно ударят по наполнению зала – будут действовать жёсткие, но необходимые меры, в продаже будет в разы меньше билетов, а комфорт при просмотре ограничат маски и перчатки, но это лишь минимальные раздражители на фоне того, что фестиваль всё же состоится и подарит незабываемые впечатления.

Отборочной комиссии и программному директору кинофестиваля Кириллу Разлогову удалось сохранить самые значимые программы. Зрители по-прежнему насладятся картинами «8 1/2 фильмов» Петра Шепотинника, отправятся в незабываемое путешествие с Андреем Плаховым и его «Эйфорией наваждений», а также поддадутся соблазну посмотреть на очередные провокации Стаса Тыркина в «Фильмах, которых здесь не было». Сам Кирилл Эмильевич подчеркнул актуальные проблемы для нас – россиян – в двух авторских подборках «Русский след» и «Третий возраст», затрагивающих проблемы экзистенциальности. И очень важно тут отметить, что текущий фестиваль ещё не впитал кино о том, что обсуждают в последнее время каждый день – это Covid-19. Рефлексий на эту тему практически нет, есть лёгкие отголоски – намёки. И нет никаких сомнений, что текущий ММКФ – последний в том виде, к которому мы привыкли за последние годы. То, что будет в 2021 году – это не только загадка, но и открытый саспенс, перетёкший с экранов фильмов прошлых годов в нашу реальную жизнь.

И пока ещё мы можем потрогать прошлое – то, от чего мы постепенно отвыкаем, мы предлагаем вашему вниманию список картин, которые обязательно стоит посмотреть на ближайшем 42-м Московском Международном кинофестивале. Да, среди них по традиции не будет тех лент, прокат которых уже запланирован – мы вновь ищем жемчужины. И в этом году мы не будем включать в список картины, являющиеся ретроспективными показами, они скажут о себе сами. Наша цель – успеть представить то, что многие, пришедшие на фестиваль, смогут увидеть всего лишь один раз в своей жизни.

Всего на 42-м ММКФ будет показано 170 полнометражных картин, а также 55 короткометражных. Мы отобрали 15 наиболее интересных и диаметрально противоположных картин, создав идеальную версию для тех, кто хочет всё же понять – что творилось в мировом кинематографе до тех пор, пока в нашей жизни не появился вирус.

 

1. БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК (РЕЖИССЁР: АНДРЕЙ ЗАЙЦЕВ) — РОССИЯ, 2020 — 118 МИН

Основной конкурс

Фильм рассказывает про первую, самую тяжелую блокадную зиму Ленинграда, в которую от голода умерло больше всего людей. Февраль 1942 года, лютые морозы под минус 30 градусов, страшный голод, не работает водопровод и электричество, транспорт стоит, Ленинград завален снегом и парализован. Молодая женщина, Ольга, идет пешком через весь город к своему отцу. Она только что похоронила мужа и уверена, что скоро тоже умрет от голода. Она хочет в последний раз увидеть своего папу, проститься с ним и попросить у него прощения. Этот фильм — блокадная Одиссея, где зритель вместе с героиней проходит через весь город, встречает самых разных людей, попадает в сложные ситуации и видит, в каком состоянии находился Ленинград и его жители. Фильм основан на воспоминаниях поэта Ольги Берггольц, которую называли «ленинградской Мадонной», и ее повести «Дневные звезды», а также на многочисленных воспоминаниях блокадников, в том числе, писателя Даниила Гранина. Все ситуации и персонажи реальны, они были на самом деле и не являются художественным вымыслом.

3 октября 17:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 1

4 октября 14:00, Большой зал Новой Третьяковки Западное крыло

 

2. ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / THE CAMPAIGN (РЕЖИССЁР: МАРИАН КРИШАН) — РУМЫНИЯ, 2019 — 93 МИН

Основной конкурс

Однажды возвращаясь домой простой тракторист Виорел случайно встречает известного политика Мокану. Автомобиль политика сломался и радушный тракторист приглашает политика к себе домой. Мокану быстро понимает, что гостеприимством своих новых знакомых можно воспользоваться в политических целях. Он заключает с Виорелом договор: во время предвыборной кампании Мокану будет жить в их доме, а тракторист в обмен на новый трактор будет изображать его старого друга.

2 октября 17:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 1

3 октября 16:30, Большой зал Новой Третьяковки Западное крыло

 

3. А В ЭТО ВРЕМЯ НА ЗЕМЛЕ / SAMTIDIGT PÅ JORDEN (РЕЖИССЁР: КАРЛ ОЛЬСОН) —  ШВЕЦИЯ, ДАНИЯ, ЭСТОНИЯ, 2020 — 72 МИН

Свободная мысль. Программа документального кино

Когда мы умираем, возникает необходимость выполнить некоторые формальности, прежде чем наше пребывание на земле закончится. Авторы фильма приглашают зрителя в мир вокруг нашей конечной станции, в индустрию смерти. Там экзистенциальное встречается с банальным, сакральное с профанным.

4 октября 19:15, Центр документального кино

6 октября 20:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 7

 

4. ВЛИЯНИЕ / INFLUENCE (РЕЖИССЁР: ДАЙАНА НИЛЛ, РИЧАРД ПОПЛАК) — КАНАДА, ЮАР, 2020 — 105 МИН

Конкурс документального кино

Spin doctor — так называют политтехнологов, которые стараются минимизировать последствия от попадания в эфир негативной информации о своих клиентах. Это фильм об одном из специалистов в этой области, лорде Тиме Белле. Белл, начинавший в рекламе, всегда имел склонность к «людям с проблемами», как он их называл. Действуя напористо и жестоко, он разрабатывал и проводил пиар-кампании для непопулярных политиков, диктаторов и беспринципных корпораций. Используя архивные материалы, интервью с Беллом, с его коллегами и оппонентами, Дайана Нилл и Ричард Поплак представляют впечатляющее исследование политизации современных средств массовых коммуникаций.

7 октября 19:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 2

8 октября 21:30, Центр документального кино

 

5. АГНЕЦ / L’AGNELLO (РЕЖИССЁР: МАРИО ПИРЕДДА) — ИТАЛИЯ, ФРАНЦИЯ, 2019 — 95 МИН

Спектр

Аните всего шестнадцать. Ее мать умерла от лейкемии, а отец смертельно болен: спасти его может только срочная трансплантация костного мозга, но средний период ожидания подходящего донора составляет несколько месяцев. Единственным родственником, кто может выступить в качестве донора оказывается Гаэтано, дядя Аниты. Но братья не общаются уже много лет — между ними произошло нечто, о чем ни один из них не желает говорить.

3 октября 21:15, Кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи

7 октября 15:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 5

 

6. СЕСТРЁНКА / SCHWESTERLEIN (РЕЖИССЁР: ВЕРОНИК РЕЙМОНД, СТЕФАНИ ШУА) — ШВЕЙЦАРИЯ, 2020 — 99 МИН

Спектр

Лиза живет вместе с семьей в Швейцарии. В родном Берлине она оставила не только блестящую карьеру драматурга, но и любимого брата-близнеца Свена. Свен — известный театральный актер, который только что узнал, что болен лейкемией. Лиза отказывается мирится с диагнозом и готова на все, чтобы брат вновь вышел на сцену — даже если для этого ей придется пожертвовать своим личным счастьем.

3 октября 17:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 5

6 октября 21:45, Кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи

 

7. ИНСТИНКТ / INSTINCT (РЕЖИССЁР: ХАЛИНА РЕЙН) — НИДЕРЛАНДЫ, 2019 — 98 МИН

Спектр

Николин устраивается на работу психиатром в исправительное учреждение. Здесь она знакомится с Идрисом, отбывающему срок за совершение нескольких тяжких преступлений на сексуальной почве. После пяти лет лечения все считают, что он готов к жизни в обществе. Но Николин сомневается в Идрис и выступает против его досрочного освобождения. Заключенный пытается убедить Николин в своих самых добрых намерениях используя всевозможные методы манипуляции, чем только убеждает психиатра в ее правоте. Между ними идет психологическая игра, и вскоре Николин начинает понимать, что ситуация вышла из-под ее контроля.

4 октября 20:30, Кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи

7 октября 16:15, КАРО 11 Октябрь, Зал 9

 

8. КРОВЬ ПЕЛИКАНА / PELIKANBLUT (РЕЖИССЁР: КАТРИН ГЕББЕ) — БОЛГАРИЯ, ГЕРМАНИЯ, 2019 — 121 МИН

Фильмы, которых здесь не было

Вебке живет на ферме и в одиночестве растит приемную дочь. После нескольких лет ожидания у нее наконец появляется возможность удочерить еще одного ребенка. Первые несколько недель проходят идеально, а затем Вебке начинает замечать, что сначала тихая и застенчивая Рая вдруг начинает проявлять признаки агрессии, представляя опасность для себя и окружающих. Чтобы защитить своих детей, матери приходится пойти на радикальные меры.

6 октября 22:00, КАРО 11 Октябрь, Зал 5

8 октября 21:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 5

 

9. ШАРЛАТАН / CHARLATAN (РЕЖИССЁР: АГНЕШКА ХОЛЛАНД) — СЛОВАКИЯ, ПОЛЬША, ИРЛАНДИЯ, ЧЕХИЯ, 2020 — 118 МИН

Мастера

Сюжет фильма основан на биографии знаменитого чешского целителя Яна Миколашека, посвятившего свою жизнь заботе о больных. Заработав репутацию уникального народного целителя в Чехословакии в 30-е годы, он продолжил свое дело при нацистской оккупации и при коммунистической власти. И каждая новая власть пыталась использовать его репутацию в своих целях, давая ему взамен покровительство и возможность заниматься своим делом. Но насколько высокой окажется цена?

5 октября 21:15, КАРО 11 Октябрь, Зал 4

6 октября 21:50, Пионер

 

10. ПОКЛОНЕНИЕ / ADORATION (РЕЖИССЁР: ФАБРИС ДЮ ВЕЛЬЦ) — БЕЛЬГИЯ, ФРАНЦИЯ, 2019 — 98 МИН

Молодые и красивые

Поль вместе с матерью живет в частной клинике доктора Луазеля. Однажды в клинике появляется новая пациентка в которую Поль немедленно влюбляется. Между двумя детьми возникает странный роман. Поскольку Поль уверен, что его возлюбленная находится в опасности, он помогает ей бежать. Это становится началом их длинного путешествия в самое сердце безумия…

4 октября 22:00, КАРО 11 Октябрь, Зал 9

8 октября 17:00, Центр документального кино

 

11. МОСКИТ / MOSQUITO (РЕЖИССЁР: ЖОАУ НУНУ ПИНТУ) — ПОРТУГАЛИЯ, ФРАНЦИЯ, БРАЗИЛИЯ, МОЗАМБИК, 2019 — 122 МИН

8 1/2 фильмов

Первая мировая. Мечтая о великих приключениях, молодой португалец Закариаш отправляется воевать в Мозамбик — там неспешно идет незримая остальному миру война. Во время похода он заболевает малярией, и, оставленный своим отрядом, в одиночку отправляется в изнурительный путь за своей мечтой через мистическую землю Макуа.
3 октября 22:45, КАРО 11 Октябрь, Зал 7
7 октября 21:35, Пионер,

12. ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ / MIENTRAS DURE LA GUERRA (РЕЖИССЁР: АЛЕХАНДРО АМЕНАБАР) — АРГЕНТИНА, ИСПАНИЯ, 2019 — 107 МИН

Эйфория наваждений

1936 год. Последние месяцы жизни испанского писателя Мигеля де Унамуно, ректора университета в Саламанке. Унамуно поддержал военный переворот генерала Франко, который в итоге привел фашистов к власти. Когда в Испании пролилась кровь, a конфликт превратился в гражданскую войну, Унамуно публично изменил свою позицию. За это он поплатился своей должностью и свободой. Когда Франко разместил свою штаб-квартиру в Саламанке, Унамуно договаривается о встрече с ним, чтобы просить о помиловании.

6 октября 22:45, КАРО 11 Октябрь, Зал 2

8 октября 21:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 2

13. ГОРОД УЧТЁННЫХ / NINZU-NO MACHI (РЕЖИССЁР: СИНДЗИ АРАКИ) — ЯПОНИЯ, 2020 — 111 МИН

Вокруг света

Главного героя, скрывающегося от гангстеров-ростовщиков, спасает таинственный человек в жёлтом комбинезоне и переправляет в некий Город, обитатели которого укрываются там от кредиторов, жестоких родителей или полиции. Там вечный курорт, жители Города обеспечены всем, включая секс. Завесу над зловещей подоплёкой приоткрывает появление женщины, разыскивающей свою пропавшую сестру.

3 октября 18:00, Иллюзион

7 октября 19:30, КАРО 11 Октябрь, Зал 10

 

14. БИРЬЯНИ / BIRIYAANI (РЕЖИССЁР: САДЖИН БААБУ) — ИНДИЯ, 2020 — 95 МИН

БРИКС

В фильме прослеживается история жизни замужней женщины-мусульманки, запертой в четырёх стенах семейного дома и вынужденной скрывать свои желания в угоду религиозным и общественным нормам. Когда по прихоти судьбы она оказывается предоставлена сама себе, женщина выбирает радикально иной способ финансового и сексуального освобождения — она становится проституткой. Однако вскоре понимает, что душа её так и не обрела покоя. В поисках новой надежды она решает воздать по заслугам тем силам, которые обрекли её на жизнь, полную унижений и горя.

5 октября 14:15, КАРО 11 Октябрь, Зал 11

15. ВИТАЛИНА ВАРЕЛА / VITALINA VARELA (РЕЖИССЁР: ПЕДРУ КОШТА) —  ПОРТУГАЛИЯ, 2019 — 124 МИН

Эйфория наваждений

Виталина Варела приезжает из Кабо-Верде в Лиссабон. 25 лет муж бросил ее и уехал жить в Португалию. И вот теперь она здесь, чтобы похоронить его и завершить его дела. Она бродит по бедному кварталу для иммигрантов, знакомится с людьми, знавшими ее мужа, постепенно воссоздавая картину жизни некогда любимого человека.

2 октября 19:30, Летний кинотеатр Garage Screen

4 октября 15:00, КАРО 11 Октябрь, Зал 7