39-й Московский Международный кинофестиваль навсегда запомнится зрителям своей трагичностью. Несмотря на то, что мы обычно говорим о ММКФ как о празднике кино, мы не можем умалчивать о тех, кто этот праздник делает – актёрах, режиссёрах и многих других, трудящихся на своём фронте. Эта тема будет обязательно развита в дальнейшем, но пока хочется поговорить об Антоне Ельчине.

Обсуждать корни актёра не хочется, в кино не бывает паспорта. То, что в России хорошо знали и следили за судьбой Антона – факт неоспоримый, его фан-клуб рос каждый день. И едва ли кто-то смог поверить в нелепую смерть Ельчина в самый, пожалуй, пик его карьеры. Его прощальным поклонам нам, зрителям, стал фильм Гейба Клингера «Порту», который покажут на 39-м ММКФ.

«Порту» – это дебютная картина Клингера и последняя роль Ельчина. И, как бы не было трудно об этом говорить, хочется увидеть в этом какой-то особый знак. Зачастую звёзды калибра Ельчина тянут на себе средние или откровенно слабые проекты дебютантов (да и не только). Это точно не про «Порту», ставшего одной, как мне кажется, из самых концептуальных вещей среди фильмографии Ельчина. Про фильмографию Клингера, понятное дело, говорить пока нечего – это лишь сильный старт, дающий большие надежды на развитие в будущем.

В центре картины история американца и француженки, жизнь которых меняется благодаря одной ночи в Порту. Сам фильм состоит из трёх частей, рассказываемых зрителю последовательно. Сначала – история Джейка (Антон Ельчин), потом – красавицы Мати (Люси Лукас), и уже в конце – их совместное видение истории. Для кино, казалось, обычный инструмент – дать одну и ту же историю от лица разных персонажей, лишь в самом конце собрав паззл воедино. Да, подобное в фильме есть, но идея раскрыта в картине несколько иначе. Будет сказано грубо, непростительно, но герой Ельчина предстаёт несколько иначе из-за тех самых мыслей, что его больше нет с нами.

В «Порту» Джейк борется за собственное существование, противостоит трудностям и цепляется из последних сил за свой спасательный круг – Мати. Расценивая всё это как игру, Мати становится её заложницей, но не осознаёт истинную роль той ночи, проведённой с Джейком. Невольно это всё проецируется на последние минуты жизни актёра, этот трагизм в мыслях стирает все грани между восприятием фильма и реальностью. И довольно мерное течение сюжета придаёт необычное эмоциональное состояние после просмотра каждой из трёх частей. Показываемое на экране невольно становится частью жизни, некой неразрушимой структурой. И виды Порту, шум портового городка, крики чаек, безлюдные вечерние улочки, простенькие закусочные – всё это погружает в атмосферу деликатной европейскости, романтичной и довольно сильно располагающей к одиночеству. Тому месту, откуда довольно трудно найти выход и выбраться из замкнутого круга, даже при всех попытках найти счастье в таком мире. И хочется присоединиться к посвящению в конце картины «для Антона» – человека, подарившего нам очень многое.

Посмотреть фильм «Порту» можно

24 июня в 22:15 в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» в зале номер 7;
27 июня в 21:45 в «Летнем Пионере» в Парке Сокольники в зале номер 1