Фильм открытия Московского Международного кинофестиваля – это зачастую не про фестивальное кино, не стал исключением 43-й ММКФ, который открыла новая работа Тимура Бекмамбетова «Девятаев». Подвоха ждать не хотелось – всё-таки Бекмамбетов, несмотря на свой почерк, довольно аккуратен в киноязыке и никогда не заступает за красные линии. К сожалению, в этот раз что-то пошло не так.

Про подвиг лётчика Михаила Девятаева из современной молодёжи мало кто знает, поэтому фильм будет восприниматься большинством как учебник. Страницы в интернете в большинстве своём не настолько информативны, но даже в них заложены основные вехи лётчика, сбежавшего из фашистского плена. И вроде бы материал весьма необычный, поскольку сбежать из плена, да ещё и нетрадиционным образом – это уже готовый материал, сценарий мог родиться из одной лишь книги, но нет. К великому сожалению всё оказалось на порядок сложнее.

Начнём издалека. Никаких претензий нет к актёрам, сыгравшим главные роли – Павлу Прилучному и Павлу Чинарёву. Дуэт на экране, разделённый понятием патриотизма, получился потрясающий, заряжающий энергией. Да, герой Прилучного существовал на самом деле, а персонаж Чинарёва был введён в фильм как альтер эго Девятаева, чтобы через него показать всё те негативные мысли, который в теории могли быть в голове Героя Советского Союза. С точки зрения кино – ход блестящий, ему стоило бы аплодировать, если в какой-то момент из фильма про подвиг не стали делать остросюжетное кино. Идея проста – чтобы держать зрителя у экрана, нужно постоянно показывать «фокусы», непрекращающееся чувство саспенса, будоражащее сознание, в картине постоянное. Не проходит и пяти минут, чтобы можно было о чём-то подумать – огромная динамика, волнения, переживания. Всё это выливается в том, что Девятаев на экране предстаёт супергероем, не солдатом, а человеком с другой планеты. Помимо одного очень важного фактического исторического ляпа, зритель столкнётся с обилием технического брака. Да, технологии пошли далеко вперёд и скоро можно будет делать кино, не выходя из студии, но всё же меру знать нужно, а физика должна работать. И самым главным минусом стал откровенный перебор в желании насытить картину – за время просмотра Девятаев совершит как минимум восемь геройских поступков – начнёт складываться впечатление, что главным героическим поступком лётчика станет выполнение обещания другу, который был выдуман создателями картины. Стоило ли тогда делать такие акценты? Каждый решит для себя сам.

При всём описанном негативе, я всё же склоняюсь к тому, что такое кино нужно. Фильмы про подвиги, а на ум приходит «Судьба человека», в их оригинальной обёртке сейчас смотреть мало кто будет, что, конечно, вызывает глубокое чувство горечи. Возможно, фильмы о подвигах ещё вернутся, но стоит ли уходить от их фестивальной самобытности – вопрос остаётся открытым.