Индийское кино в основной конкурсной программе Московского международного кинофестиваля – гость не частый, и тем интереснее было как можно быстрее познакомиться с работой Прадипа Курбы «Элизиум», которую организаторы припасли под конец 47-го ММКФ.
Действие фильма происходит в далёком 2047 году в вымирающей деревне, где моменты развития и ясных дней сменились ожиданием смерти. Несмотря на обилие шуток в диалогах, яркий образ безысходности витает в небе – судьба уже начала отсчитывать часы кого-то из героев картины, пытающихся так или иначе успеть ещё что-то сделать.
Впрочем, конечно, «Элизиум» – это вовсе не про смерть, а про взаимоотношение между людьми. Именно этой теме посвящена основная сюжетная линия картины. На фоне эпизодов с транспортировкой гроба и рытьём могил с особой осторожностью проглядывают жизнеутверждающие сцены, показывающие стремление людей не только справляться со всеми тягостями пустой жизни, но и пытки вести борьбу за своё счастье.
«Элизиум» самый длинный фильм Основного конкурса текущего кинофестиваля, но при этом Курба нашёл грамотный баланс, не сделав свою работу затянутой. Ни одной лишней сцены, ни одного пустого диалога, даже декорации фильма: несколько домиков, церквушка и мистический автобус, появляющийся почти из ниоткуда – не дают зрителю выбраться из колеи общего повествования истории. При этом сам фильм ни в коем случае не превращается в театральную постановку, чем способствовала весьма качественное музыкальное оформление Андерсон Варларпи.
Фильм Прадипа Курбы – некое медитативное исследование вопросов экзистенциального характера, когда на экране нет ни одного момента, усиленного эмоциями, считать которые доступно лишь тем, кто умеет чувствовать актёрскую игру. Оценят ли подобного рода эксперимент жюри – узнаем уже завтра, когда будут подведены итоги 47-го ММКФ.