Издание «Фестивальное кино» уже рассказывало зрителям о том, какие программы будут представлены на 39-м Московском Международном кинофестивале. С того времени они претерпели минимальные изменения – выпала ретроспектива фильмов Константина Сергеевича Лопушанского, во всём остальном сохранилась стабильность, что не может не радовать.

В нынешнем году организаторы фестиваля отказались от традиционной пресс-конференции в русском павильоне, работавшем на Каннском кинофестивале. Хотя изначально было объявлено, что подобная встреча с журналистами есть в программе. Тем не менее это никак не повлияло на то, что 1 июня в отеле «СтандАрт» состоялась встреча с журналистами, на которой программный директор Кирилл Разлогов, директор ММКФ по связям с общественностью Пётр Шепотинник, куратор секций документального кино Григорий Либергал, куратор специальных проектов и отборщик конкурса документального кино Георгий Молодцов, а также куратор конкурса короткометражного кино Андрей Щиголев раскрыли некоторые секреты предстоящего праздника кино.

Григорий Либергал, Кирилл Разлогов, Пётр Шепотинник

На текущий момент практически все программы Московского Международного кинофестиваля полностью сформированы, осталось уточнить всего лишь несколько позиций, чтобы подвести большую жирную черту и отправить каталог в печать. В основной конкурс пока попали 11 картин, среди которых две – российские, в конкурсе документального кино 7 работ и тоже две из России. В конкурсе короткометражного кино на этот раз не будет двухсекционного безумия, что было в прошлом году. В этот раз всего восемь работ и, как заверил Андрей Щиголев, самого наивысшего качества. Выбирать, кстати, Ольге Артемьевой и Андрею Щиголеву было из чего – порядка 2000 заявок в текущем году. В одну из самых любимых зрителями программ «Уголок короткого метра» вошли 16 картин. Среди прочих там будет показана «Ночь нежна» Цю Яня, получившая Золотую пальмовую ветвь на минувшем Каннском кинофестивале.

Андрей Щиголев

Не меньший интерес будет представлять в этом году программа документального кино «Свободная мысль». Григорий Либергал уверил, что фильмы, попавшие в конкурс, названия которых ничего никому сейчас не скажут, через год будут представлять не меньший интерес, чем сливки документального кино за последний год, отобранные в «Свободную мысль». Равняться есть на что: «Я вам не негр», получившим номинацию на «Оскар», Рауля Пека, «Охота на призраков» – победитель Берлинского кинофестиваля, «Освободи меня» Федерики Ди Джакомо – лента-победитель венецианских «Горизонтов», последняя работа Михаэля Главоггера «Без названия», а также совместное творение Кхушбу Ранка и Винай Шукла «Незначительный человек» – индийской картины, прогремевшей на огромном количестве фестивалей. Понятно, что и этот список не является заключительным, его ждут пополнения, в том числе и работой Эррола Морриса.

Григорий Либергал

Индийское кино, о котором так много спрашивали на прошлых пресс-конференциях, в этом году прогремит на полную мощь. Вечное сетование на то, что некогда самое любимое и популярное кино исчезло с экранов, сподвигло организаторов всё-таки добавить в программы смотра новую ветвь – знакомств. «Открытие: Кино регионов Индии» – хороший повод нивелировать упущенное за последние годы и понять, что не только боливудские блокбастеры, снятые в Мумбаи, задают тон в Индии. В рамках фестиваля будут показаны три исторические картины: фантастический эпос «Бахубали: Начало» и «Бахубали 2: Заключение». «Волшебная река», снятая на основе ассамских народных сказок, «Смертельный поворот», снятый в Бангалоре. Будут также показаны «Настоящие друзья», «Самоубийца» – режиссёрский дебют Конкона Сен Шарма, «Отрицательный герой» с Гульшаном Гровером. Объединяет эти картины то, что они были все сняты на разных языках, поскольку в Индии помимо двух государственных (хинди и английского), есть ещё 22 национальных языка. Едва ли такое знакомство с кино Индии можно упустить, поскольку новый шанс представится очень не скоро, а, возможно, не представится вообще.

Георгий Молодцов

Не обойдётся и без другого знакомства – встречи с иммерсивным кино, за эту программу отвечает как раз Георгий Молодцов, с которым до этого мы были знакомы как с отборщиком фильмов в документальные программы. Такого размаха, как на Каннском кинофестивале, не будет – нет не только средств, но и технических возможностей представить на суд зрителей всё задуманное. Поэтому начать решено с малого – формата презентации с последующими дискуссиями. Практически полностью программа будет состоять из картин отечественных специалистов, зрители с помощью шлемов виртуальной реальности смогут побывать на Байкале, Эльбрусе и других местах нашей родины; представлена будет и небольшая панорама картин зарубежных. И это, как не трудно догадаться, ещё один вариант нашего будущего, которым не стало 3D, как обещали несколько лет назад.

Кирилл Разлогов

Приоткрыл завесу автор программы «8 1/2 фильмов» Пётр Шепотинник. «Сеть» Ким Ки Дука – прекрасная картина-мостик для клинчевых программ кинематографий Южной Кореи и КНДР, «Смерть Людовика XIV» Альберта Серра – члена жюри текущего смотра, картина о домашнем насилии «Дом» Фиены Троха, получившей своего «Льва» (Венецианские горизонты), ещё одного триумфатора Венеции Лав Диаса за фильм «Женщина, которая ушла», Стефан Бризе с мопассановской «Жизнью», «Семейный бюджет» Жоахима Лафосса. Особняком в этом списке будет стоять Брюно Дюмон с картиной «Жаннетт: Детство Жанны д’Арк» являющуюся, по мнению Петра Шепотинника, «панк-трэш-хард-рок оперой про юность Орлеанской девы». И это при том, что из Каннского кинофестиваля, в этом можно быть уверенным, обязательно кто-то перекочует в наш, московский.

Пётр Шепотинник

Смотреть будет не только что, но и где. В качестве лучшего, что было когда-то в Советском Союзе, сеть кинотеатров «КАРО» проведёт эксперимент живого эха фестиваля. В Казани, Калининграде, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге можно будет увидеть с 30 июня по 2 июля самые громкие премьеры ММКФ, рассчитанных на самую разную аудиторию.

Коснутся изменения и прессы, в текущем году было решено отказаться от дополнительной площадки, располагавшейся в последние годы в театре «Киноактёра», ютиться журналисты будет теперь в кинотеатре «Октябрь», но это, как говорится, на качество кино никак не влияет.

Естественно, что вложить всю информацию в одну статью сложно. Ведь хочется ещё раз рассказать про членов жюри основного и документального конкурсов. Отметить, что в Москву обещал приехать Микеле Плачидо с картиной «7 минут», кто не помнит его в бытность актёрского амплуа в «Спруте». Как переживут неокрепшие сердца неподготовленных зрителей «Дикие ночи» – самой страшной и кровавой программы ММКФ за последние годы, туда же можно будет отнести и короткометражное кино в аналогичном жанре. Или как не обозначить, что в столицу обещала приехать Кьеза Ди Пальма, вдова Карло Ди Пальма, чтобы представить документальную картину «Вода и сахар: Карло Ди Пальма, цвета жизни». Говорить, говорить, говорить – до фестиваля осталось меньше трёх недель.

Марина ТРУНОВА