Для многообразия основной конкурсной программы отборочная комиссия зачастую предлагает зрителям несколько экспериментальное кино, либо что-то экзотическое, разительно отличающееся от всего остального. В этом году эта два критерия удалось совместить – в программе появилась кубинская лента «Голубое сердце».

«Голубое сердце» – это фантазия режиссёра Мигеля Койулы на тему секретных опытов Фиделя Кастро с генной инженерией после чего в стране появились мутанты – сверхлюди, не имеющие изъянов. Заявка весьма внушительная не только по синопсису, но и по киноязыку, раскрывающему эту историю. Самое забавное заключается в том, что сюжет смотрится довольно свежо, органично и при наличии определённого бюджета потягался бы даже за широкий мировой прокат, если такая задача была. В чём же феномен картины?

Главное, чем фильм разительно отличается от старой волны кубинского кино – это ставка на модные веяния западных кинематографий. Выделять в них только США не хотелось бы, потому что приёмы для повествования встречаются в том числе и Европе – той же Германии или Португалии, что в принципе логично. Второе – это весьма интересная игра актёров, за ними реально интересно наблюдать, потому что те же мутанты настолько чужеродны и загадочны, что вселяют при просмотре определённое чувство страха. Самое же важное, что большая редкость для фильмов основной конкурсной программы – саспенс – чистый, выстроенный на раскрытии сюжета, лишь один раз перебиваемый ненужным, на мой взгляд, скримером.

Мигель Койула рисует не только характеры героев, объединяя все картинки одной пылающей газовой вышкой, оно ещё вкладывает серьёзный политический контекст. Да, оппозиционная составляющая в пику всё тех же США представляет собой не только появляющихся на экране Барака Обаму или Дональда Трампа, пик достигается в финальной сцене, где режиссёр по сути подписывает Кубе приговор, раскрывая истинный смысл мутантов и всего происходящего, который, кстати, каждый сможет трактовать по-своему. В то же время, делая вставки из советских картин «Человек-амфибия» и «Дочь Солнца», Койула ухитряется замкнуть некогда легендарный по накалу треугольник – США – Куба – СССР, делая в этой отсылке весьма недвусмысленный намёк на отношения между странами в прошлом и, надо понимать, будущем.