«Халеф» – очередная сильная картина основной конкурсной программы 40-го Московского Международного кинофестиваля. В центре ленты история двух братьев, один из которых заявляет о том, что является реинкарнацией реально существовавшего погибшего брата.

«Халеф», а об этом можно сказать точно, является совершенно непредсказуемым фильмом, если говорить о турецкой кинематографии. Тут речь не только о сюжетной линии, но и о самой стилистике картины. Фильм сделан с необычайной методичностью, где это слово вовсе не является каким-то клеймом. Интереснейшие по типажу два главных героя, их филигранная игра и открытость зрителю с тонкими намёками на чувствительность восхищает и удовлетворяет эстетические потребности. Дополнена эта картина национальным колоритом – восхитительными садами с апельсинами и колодцем – самым притягательным и роковым местом в фильме.

В качестве краеугольного камня Мурат Дюзгюноглу ставит не сколько идею перерождения, а больше даже раскрывает историю двух характеров, их эволюцию в условиях влияния сторонних факторов. Сцена за сценой меняет героев, чтобы в самом конце фильма сделать их абсолютно неузнаваемыми для зрителя. Точно также меняется и сам сад, в котором можно усмотреть немного чеховских мотивов. И, пожалуй, единственным женским персонажем, персонажем очень сильным, почти роковым, является смерть. Не самое её наличие, конечно, а незримое присутствие, отражённое в звуках, музыке и отдельных кадрах. Кажется, что герои фильма медленно, но верно двигаются к этой самой развязке, зная обо всём с самого начала повествования.

Несмотря на то, что впереди ещё будут фильмы, в нынешнем году представителям жюри будет как никогда сложно выбрать победителя, исполнившего мужскую роль лучше остальных. Впервые за последние 10 лет в этой категории сложилась такая ситуация, что выбрать триумфатора в ужасной конкуренции будет практически нереально. Поэтому остаётся лишь посочувствовать тем, кто примет окончательное решение, а отборочную комиссию похвалить – это на самом деле первый год, когда трудно упрекнуть хоть в чём-то даже самым страстным любителям бичевания.