Конкурсная и внеконкурсные программы текущего Московского международного кинофестиваля изобилуют фильмами, имеющими русский след. Одним из самых ярких примеров стала конкурсная картина из Китая – «Кофейня в поле», рассказывающая в очередной раз о непростых судьбах людей.

«Кофейня в поле» режиссёра Сяофань Ши обладает особой магией, связывающей материал со многими кинематографиями мира. Немного из жанра роуд-муви в лучших традициях фестивального движения США, при появлении образа воды (океана или хотя бы моря) мы сразу же сказали, что перед нами кинематография со скандинавским послевкусием. Много отсылок есть и к Европе – особенно ночные сцены, пропитанные духом чего-то немецкого или голландского с намёком на португальское. Тема дороги, тема исчезновений и тема поисков, тесно переплетающаяся с загадочным и почти мистическим. В каждом из эпизодов-глав Сяофань заигрывает со зрителем, приглашая его окунуться в отрезок жизни главных героев, чьи судьбы соединены единой дорогой. Кажется, что тот самый пресловутый русский след – СССР, полёты в космос и прочее были использованы режиссёром вовсе не для художественного решения, а больше как маркетинговый ход. Нельзя сказать, что это плохо или хорошо, наличие капсулы, в которой сидят девушки, в принципе оправдано, как и появление истинно русского человека, мечтающего поесть варёной картошки.

«Кофейня в поле» точно не привлечёт внимание массового зрителя. Это такое кино, с показа которого точно кто-то да решит покинуть зал – есть и элементы затянутости, волокита сюжета, но для ценителей жанра и философии посмотреть будет интересно. Во время показа даже ловишь себя на мысли о том, что в голове невольно всплывает чувство дежавю и некая ангажированность в том, что мы по-прежнему, как и раньше смотрим на запад (юг – в контексте фильма), где есть красивая губная помада и горький кофе с солью. В какой-то момент это становится даже немного смешно, учитывая, что у такого сравнения была ещё одна деталь, ставшая уже ошибкой – в Китае всё плохо. В Китае всё очень хорошо, и кино этой страны набирает серьёзные обороты, готовясь не только впитывать идеи и веяния продвинутых кинематографий, но и превзойти их у себя.