Трудно представить конкурсную программу Московского Международного кинофестиваля без фильма-притчи, имеющей едва ли не библейский сюжет. В этом году подобная картина была совершенно неожиданно была найдена в Казахстане.

«Ночной Бог» Адильхана Ержанова трудно назвать легко понятной картиной, поскольку для понимания её сути посмотреть ленту потребуется, возможно, не один раз. Обилие интересных мыслей, связанных с возможной трактовкой сюжетной линии, – самое интересное и весьма противоречивое для обсуждения после просмотра. Кажется, что все люди – персонажи картины – застряли где-то в чистилище, пробуя искать ответы на свои вопросы. Другая версия – притча о том, что апокалипсис произойдёт из-за усугубившихся политических проблем и апатии, захватившей всё наше общество. Впрочем, никто не мешает комбинировать эти две линии, чтобы получить что-то третье.

Сам рассказ в фильме идёт о судьбе человека, мечущегося в непонимании происходящего вокруг него. Кажется, что у героев нет эмоций, диалоги похожи на театральное декламирование, но в этом и кроется самая сильная сторона происходящего на экране. Вялотекущее действие, мерное переливание из одной комнаты в другую – всё это напоминает нашу жизнь, взросление человека не в плане его физического возраста, а именно психологический портрет. Даже не просто человека, а общества в целом. С каждым новым шагом, с каждой новой комнатой усиливается впечатление от происходящего, накапливается опыт и понимание того, что происходит с главным героем. Кажется, что фантасмагоричность происходящего на экране зашкаливает, рвёт мерное течение сюжета, превращая его в фарс, но это далеко не так. Выверенность в каждом слове, из которых собираются диалоги, прекрасная стилистическая подводка сделали «Ночного Бога» фильмом честным и откровенным, где каждый сможет увидеть то, на что хватит фантазии и философского отношения к жизни.

К сожалению, перспектив у работы Адильхана Ержанова не так много, если говорить о громком успехе на всех полях. Прокатная судьба ленты – это как раз та фантасмагория, о которой говорилось выше, но с точки зрения культурной ценности – тут можно подчеркнуть попадание в десятку, потому что основная задача, заключающаяся в призыве к диалогу и пробуждению ото сна, была решена великолепно и очень сакрально.