До начала 45-го Московского международного кинофестиваля остались считанные дни, уже 20 апреля состоится церемония открытия, а днём позже зрители смогут увидеть первые картины главного события мира кино в России. Рассказываем о том, что готовит нам новая страница ММКФ.

Само проведение кинофестиваля в текущей ситуации – это уже подвиг, потому что легче в плане культурного отмена России по политическим причинам не становится, поэтому отбирать фильмы как для конкурсных программ, так и внеконкурсных – занятие довольно сложное. Отпечаток на это накладывает и бюджетная составляющая, поскольку количество спонсоров и финансовой поддержки сократилось и добиваться уровня проведения доковидного времени неимоверно тяжело.

Команда, работающая над фестивалем, осталась прежняя. Первый опыт совместной работы для них не завершился провалом, а показал потенциал, поэтому настоящим показателем станет именно второй их ММКФ, где не будут уже прощать даже шероховатости. Что же уже известно о том, что ждёт как зрителей, так и журналистов впереди? Впереди нас ждут ещё большее погружение в кинематографы дружественных стран – мы продолжим изучение азиатского и южноамериканского регионов. Вновь, уже во второй раз, поймём, что в России существует собственный кинематограф – сильный, интересный и, конечно же, местами несколько провокационный. Для многих зрителей в прошлом году конкурсная программа «Русские премьеры» стала настоящим открытием, а кто пошёл на один фильм – с высокой долей вероятности брал билеты на последующие, потому что это действительно было интересно.

Что касается азиатского, южноамериканского и даже африканского вкуса предстоящего кинофестиваля – это всегда особая возможность посмотреть на то кино, о котором мало кто слышал или знал. Это и картины, снятые с явными и не очень отсылками к русской культуре, это фильмы с ярким и эмоциональным стержнем, который к нам всё-таки намного ближе, чем традиционные проблемы, поднимаемые в европейском кинематографе. Впрочем, открещиваться от кино европейского никто не стал – будут представлены и Франция, и Испания, и Италия – да, не уже признанные работы, но весьма интересные и перспективные.

Вообще, не стоит сейчас гнаться за чем-то недостижимым и мечтать о возвращении европейских призёров фестивалей, человек с чувством достоинства не идёт туда, куда его не приглашали. Ровно так должно быть и при создании программы ММКФ. Киновед и член отборочной комиссии Евгения Тирдатова на пресс-конференции отметила, что важным моментом стало увеличение количества картин, присылаемых как раз из Южной Америки. Председатель отборочной комиссии Иван Кудрявцев в то же время подчеркнул, что география стран расширилась на 10%, что также вполне себе ценно и показывает отсутствие стагнации в нашем фестивальном развитии.

Каждый год мы принципиально говорим о своём пути – пути Московского международного кинофестиваля. Многие смеются над этим, потому что считают постоянную смену курса некой адаптацией и вынужденной мерой, что в принципе является неким заблуждением. Почему? Потому что ключевое направление является неизменным – кинофестиваль открывает новые имена, новые фильмы. Если Берлинский, Каннский и Венецианский фестивали считаются маркой, элитным местом, то не стоит принижать Московский лишь по причине того, что сейчас мы не только без звёздных (по мнению «продвинутой» Европы) картин, но и с приостановленной высшей категорией аккредитации. ММКФ продолжает принимать тех, кто не боится политического давления со стороны «культурного» мира недружественных стран, но и даёт им площадку, показывая, что отношения, какими бы они не были холодными, всё равно рано или поздно начнут налаживаться – так устроен мир. В выигрыше же останутся те, кто начал этот процесс первым.

По традиции отметим, что фильмов на ближайшем ММКФ будет очень много – разных, на любой возраст и вкус, поэтому пропустить смотр простому зрителю просто нельзя. Кино – это не уход от повседневности, это средство, чтобы понять её лучше.