Фильм «Опера» Жана-Стефана Брона вполне можно принять за очередное произведение об искусстве. Казалось бы, что может быть проще, если начать показывать мир театра, балета, оперы с другой стороны, закрытой от всех окружающих. Это точно так же, как принято в журналистике – выбрать для репортажа самую необычную точку, куда запрещён вход посторонним. Но идея «Оперы» совершенно в другом, Брон ломает стереотипы, делая упор на том, что объединяет искусство с производственным процессом.

В конкурсе документального кино призы получали те картины, авторам которых приходилось бросать себе вызов, преодолевая препятствия. Такой же вызов был брошен Броном, когда он принципиально сконцентрировался на демонстрации жизни Парижской оперы – кузнице талантов оперного, балетного и музыкального искусства. Автор фильма переносит нас между этих отраслей, словно намекая на их общую сущность – творить. В одной сцене он молча созерцает с директором Стефаном Лисснером проблемы, связанные с профсоюзами и государством, требующим всё новые и новые свершения, а в другой – погружает нас в репетиции балерин, музыкантов, солистов. При этом его не интересуют отдельные персонажи, хотя в «Опере» есть узнаваемые лица, предстающие перед зрителем, есть кусочки их историй, но при этом не затрагиваются никакие проблемы личной жизни. Даже личная драма хореографа Бенжамена Мильпье лишь лёгкий штрих, некая недосказанность, оставшаяся за рамками картины.

Брон с абсолютным спокойствием показывает зрителю подготовку к постановке «Моисея и Аарона». Бык на сцене! Ошеломительное и довольно страшное зрелище, но камера выхватывает лишь то, что нужно режиссёру – жизнь внутри оперы, действо без всякого пафоса и эксцентрики. Никаких лишних историй о быке, только формальности, связанные с его появлением, без которых было бы нереально понять что и как.

Даже страшная трагедия, теракт в театре «Батаклан» – не повод для излишней драматургии, лишь обозначенный момент, часть жизни и ничего лишнего. Это было вчера, а сегодня у нас постановка – минута молчания, «Марсельеза», работаем. Точно также проходят фоном забастовки во всех слоях общества во Франции, затронувшие в том числе и Парижскую оперу. Таким же лёгким намёком появляется дважды Эйфелева башня, где-то там, на заднем плане. Это далеко не праздничный Париж, абсолютно беспафосный, лишённый лоска – пот и боль, тренировки, обучения и совершенно иная реальность, граничащая с отчуждением и неоправданной жестокостью внешних факторов, приводящих к весьма неутешительным выводам.

Сейчас, когда начинаешь переоценивать случившееся, яркие кадры – приезд Франсуа Олланда, праздничный банкет – и противопоставляешь им всю жизнь внутри театра, то понимаешь – искусство может существовать обособленно только в том случае, когда внешние факторы будут сведены на нет, но без внешнего влияния невозможно получить средства, требующие отработки. И это очень сильно объединяет культуры всех стран – европейских, Россию, США, объединяет не только искусство, но и производство, куда лучше всё-таки не заглядывать. Для людей сейчас важен праздник сколько бы он не стоил, а не то, как он будет достигнут. Для тех, кто не боится увидеть по-настоящему сильную документальную драму «Опера», её лучше посмотреть сейчас. Безупречное созерцание процесса подготовки обязательно окажет большее влияние, чем поход на премьеру всё той же оперы, балета и концерта.

Посмотреть фильм «Опера» можно будет:

23 июня в 19:00 в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» во 2-м зале;
24 июня в 14:00 в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» во 2-м зале.