Финские фильмы в конкурной программе Московского Международного кинофестиваля гости не частые, поэтому каждое новое возвращение картин из этой страны представляет собой некую интригу, вопрос, повисший в воздухе, на который требуется найти ответ.

В этом году защищать честь финской кинематографии выпало Алекси Салменперя с картиной «Пустота». Фильм рассказывает о противостоянии двух людей в браке: мужчине и женщине, пытающихся достичь успеха в тяжелейшей схватке в борьбе с самими собой. Он – писатель-неудачник, у которого никак не получается найти вдохновение, она – набирающая известность актриса, отбрасывающая такую тень на своего мужа, что его просто перестаёт быть видно.

Кажется, что перед нами ещё одна история выгорания, с глубокой драматической составляющей и фильме изначально всё ясно, но любовь Салменперя к экспериментам рушит мирное течение сюжетной линии, доводя картину до вполне непредсказуемого финала.

Вообще, если честно, то говорить про бюджетную составляющую редко хочется, всё-таки фестивальное кино в меньшей степени зависит от суммы, вложенной в фильм, чем любой мейнстрим. Только здесь получился весьма интересный подтекст – чёрно-белый фильм – это вовсе не дать прошлому, режиссёрская находка или вдохновение тем же «Артистом», перед нами действительно вынужденная мера… из-за отсутствия бюджета на свет, Салменперя решил перевести его местами в чёрно-белый формат и, что самое удивительное, не прогадал. Именно отсутствие красок сделали картину местами настолько изящной, что саркастическая составляющая действительно вызывает смех, а не улыбку или даже ухмылку.

В конкурсной программе ещё одна вполне себе сильная работа, которая стала возможной благодаря дуэту актёров: Лауры Бирн и Томми Корпела – весьма опытных и известных у себя на родине профессионалов. Огромное чудо, что Салменперя удалось создать такую атмосферу на площадке, что погружение в практический камерный местами фильм идёт настолько глубоко, что «Пустота» становится реальностью – некой всеохватывающей бездной, сжирающей всё на своём пути.

Такие фильмы гордо носят звание фестивального кино, они на самом деле востребованы и являются неотъемлемой частью движения вперёд. И на самом деле очень бы хотелось, чтобы это было встречено как представителями жюри, так и самими зрителями.