До открытия 39-го Московского Международного кинофестиваля осталось немногим больше месяца, но уже сейчас стали известны первые программы и вошедшие в них фильмы.

Официальный сайт ММКФ анонсировал внеконкурсные программы, которые войдут в предстоящий смотр. Информация касается только уже подтверждённых картин, но не является окончательной, поскольку, например, в программу Петра Шепотинника «8 1/2 фильмов» будут добавлены картины, показанные на Каннском кинофестивале (пройдёт с 17 по 28 мая). Также прибавление ожидается и среди самих программ, о чём будет дополнительно сообщено уже на официальной пресс-конференции в начале июня.

В этом году мы начнём с ретроспектив. На текущий момент известно три специальных подборки фильмов: «Андрей Кончаловский. Возвышающие истины», «Русские симфонии Константина Лопушанского» и «Корея: История и Современность. Фильмы Юн Чже Гюна».

В программу «Андрей Кончаловский. Возвышающие истины» войдут отреставрированные фильмы выдающегося российского кинорежиссера. Среди них ожидается показ ленты «Сибириада», музыкальная тема которой стала гимном Московского Международного кинофестиваля.

«Русские симфонии Константина Лопушанского» – специальная программа, приуроченная к 70-летию отечественного мэтра. Лопушанский является давним другом ММКФ, в том числе его картина «Посетитель музея» получила Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» в 1989 году, а также Приз христианского (экуменического) жюри. Картина «Роль» с успехом была показана в конкурсной программе 35-го Московского Международного кинофестиваля, получив не только довольно внушительную поддержку в прессе, но и положительные оценки со стороны зрителей.

Кадр из фильма «Роль»

Из зарубежных ретроспектив на смотре можно будет увидеть программу, подготовленную в рамках года южнокорейского кино в России, в которую войдут лучшие работы Юн Чже Гюна. Главная вещь, объединяющая все работы как режиссёра, так и сценариста – оживление духовных традиций корейской нации, преломленных в самых разных кинематографических жанрах. Юн Чже Гюна довольно успешно сочетает продюсирование фильмов с написанием сценариев и последующим режиссированием. Всё это — «Корея: История и Современность. Фильмы Юн Чже Гюна».

Традиционно в список программ войдёт детище Кирилла Разлогова «Русский след». В рамках программы будет показана документальная лента «Голос вина», рассказывающая о потомке русских аристократов Андрее Челищеве, возродившем культуру виноделия в США после опустошения «сухого закона». Фильм «Володя», снятый двумя выпускницами ВГИКа сёстрами Ярмолюк из Аргентины о советском моряке, вынужденном эмигранте из России.

[table id=2 /]

Не меньший интерес у зрителей вызовет картина «Ускользающая», о дружбе молодого музыканта с престарелой эмигранткой. А также «Европа» испанского режиссёра Мигеля Анхела Переса Бланко, в которой сыграл Роман Рымар. Отметим, что испанский режиссёр уже знаком с отечественным кинофестивалем. Его «Динозавры здесь больше не живут» был показан в конкурсе короткометражного кино на 36-м ММКФ.

Особую пикантность программе придадут музыкальная драма британцев Гарета Джонса и Фионы Хау «Бред», а также фильмы про русских эмигрантов «По её мнению» и «Сын Софии».

Кадр из фильма «Бред»

Весьма провокационно на текущем смотре будет выглядеть программа, посвящённая кино Северной Кореи. Среди фильмов производства КНДР будет показаны документальная лента «В город Кэсон в поисках Женьшеня», игровая реконструкция «Диплом однокурсницы» и «Рассказ о нашей семье», рассказывающий зрителю о духовных и эстетических ценностях образа корейской семьи. Наибольший интерес, конечно, в этой программе вызывает заочная борьба между кинематографиями Южной Кореи и КНДР. Учитывая тот факт, что в ретроспективах будут фильмы Южной Кореи, то отечественным зрителям представится уникальная возможность прочувствовать разницу уже здесь и сейчас, в рамках одного кинофестиваля, поскольку фильмы из КНДР – это уже сенсация. Не стоит упускать такую возможность знакомства с программой «Открытие: Сегодня о Корее».

Уже хорошей традицией станет продолжение довольно молодой программы Анжелики Артюх «Время женщин», рассказывающей о феномене женского кино, режиссёрских работ, в последние годы, отвоёвывающего свои позиции в мире кинематографии. Среди первых картин, попавших в программу, есть работа Айрин Дионисио «Последние вещи», принимавшая участие в «Неделе критики» на Венецианском кинофестивале.

Зрителям выпадет очередная возможность познакомиться с диаметрально противоположными течениями авторского кино в программе Стаса Тыркина «Фильмы, которых здесь не было» – программе, поражающей своей откровенностью и неоднородностью. Главной премьерой ней станет работа «Последний из нас» из программы минувшего Венецианского кинофестиваля. Режиссёрская работа Ала Эддин Слима, рефлексирующая в сторону эмиграционного кризиса, была показана в «Неделе критики», получив в итоге «Льва будущего».

Уже полюбившаяся поклонникам кино программы «Эйфорий» Андрея Плахова в этом году под микроскопом изучит феномен фильмов окраин (название программы «Эйфория окраины»). Подобная попытка в последний раз была предпринята на 30-м ММКФ, когда практически все фильмы конкурсной программы нарочито можно было отнести к кино, затрагивающему тему провинции.

Кадр из фильма «О теле и душе»

В «Эйфорию окраины» вошли фильмы выдающихся режиссёров, триумфаторов Берлинского кинофестиваля 2017 года – Аки Каурисмяки («По ту сторону надежды», Серебряный Медведь за лучшую режиссёрскую работу), Илдико Энеди («О теле и душе», Золотой Медведь), Агнешки Холланд («След зверя», Премия Альфреда Бауэра), а также – последняя картина польского классика Анджея Вайды «Послеобразы». Будет продолжена тема подъёма румынской киношколы, а также поисковые решения школы болгарской – всё это неотъемлемая часть современного кинематографа, проходящего стадию обновления.

[table id=3 /]

И завершим обзор программ, точнее прелюдию к полному обзору, до тех пор, пока не стали известны все участники, «Спектром» и «8 1/2 фильмов».

В программе «Спектр» состоится премьера фильма Гейба Клингера «Порту», в которой Антон Ельчин сыграл свою последнюю роль. Будет показана латвийская картина «То, что никто не видит», в которой снялись Евгений Ткачук и Катерина Шпиц. Тема смешения жанров будет продолжена в голландской ленте Даана Баккера «Время пришло».

[table id=4 /]

И, в поддержку уже обозначенной в программе «Эйфория окраины», новой румынской волны зрителей будет ждать фильм Акалина Петера Нетцера «Ана, любовь моя», принимавший участие в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля в этом году.

Кадр из фильма «Порту»

А вот про самую популярную программу ММКФ, детище Петра Шепотинника «8 1/2 фильмов», информации на текущий момент не так много. Подробности будут исключительно по факту переговоров на Каннском кинофестивале. Но пока можно обозначить фильм, который точно примет участие в московском празднике кино – психологическая драма о разрушении взаимоотношений семейной пары Жоаким Лафосса «После любви».

Среди остальных программ зрителей ждёт полюбившаяся подборка лучших документальных фильмов минувшего года «Свободная мысль», Основной конкурс, Конкурс документального и короткометражного кино.

39-й Московский Международный кинофестиваль пройдёт с 22 по 29 июня.