Старт карьеры любого режиссёра всегда несёт очень интимный характер, поскольку именно первый показ, первые участия в фестивалях закладывают базу для дальнейшего выживания в мире кинематографа. Особенно, если ты снимаешь фильмы не по указке правительства, где все места намолены, а идёшь своей дорогой.

Такой картиной в нынешнем конкурсе является «Жёлтая жара» Фикрета Рейхана. Его первая работа была высоко оценена на международном кинофестивале в Стамбуле, получив четыре приза, включая главный — в программе турецкого кино.

Как ни странно бы это звучало, но перед нами снова фильм о проблемах беженцев, пытающихся найти место под солнцем. Эта тема на долгие годы, она коснулась не только ведущих европейских стран, но и тех, кто считается посредником.

В центре фильма лежит ставшая банальной проблема отцов и детей, с проекцией на зеркало нелегальной иммиграции. Ибрагим – младший сын в семье пытается вырваться из замкнутого круга, заключающегося в постоянной работе. Он не мечтает о золотых горах, не ставит себе цель отправиться куда-то в город, чтобы стать там белым воротничком или менеджером среднего звена. Всё куда проще – ему хочется получить права для вождения фуры. И эта мечта для многих из нас вполне может стать культурным шоком, если не знать положение дел среди «крайних» в обществе.

«Жёлтая жара» – классика фестивального кино, неотъемлемая часть Московского Международного кинофестиваля. Само действие, если его пересказывать, вполне уместилось бы на тетрадном листке, но суть совершенно не в его мерном развитии, а некая художественная лекция – уход от документалистики в пользу создания ещё более искусного отражения культурного пласта с целью привлечения к нему внимания. Бесконечная работа, палящее солнце и бутылки воды, неспособные утолить жажду героев этой картины. Тесное переплетение историй отца и сына, обречённых проживать годы ради непонятной цели, в некотором смысле отражают протекание жизней многих из нас. И всё это приводит к неожиданному балансу в картине, давая зрителю ровно столько, сколько он может осилить и принять. Неподготовленным, пожалуй, смотреть такое кино будет всё же трудно – покажется скучным, безыдейным. Но вот для тех, кто привык познавать окружающий мир благодаря самому нецензурированному виду искусства – кинематографу, стоит ждать довольно крепкого турецкого фильма, чем-то отдалённо напоминающего «Частицу», некогда побеждавшего на полях Московского Международного кинофестиваля.

О том, когда смотреть фильм «Жёлтая жара» — ищите информацию в разделе «Расписание».

Марина ТРУНОВА