Картина «Лучший из миров» не попала в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля, но была отобрана в Московский Международный. На это можно смотреть двояко – вроде бы не взяли там, значит, не дотянула, а с другой стороны – могла быть проблема в конъюнктуре, всё-таки фильм немецкого производства. Так или иначе, в конкурсе лента появилась и является полноправным хозяином праздника.

Из всех остальных картин «Лучший из миров» отличается благодаря своей концептуальной идее. Режиссёр рассказывает в фильме о себе, вещах, связанных с детством, проведённым под крылом любящей матери-наркоманки. И, казалось, вполне можно было делать жестокую драму, описывающую трудности выживания ребёнка в мире наркоманов и алкоголиков, но Адриан Гойгингер, режиссёр фильма, делится абсолютно другим – радостью.

Да, как сильно не резало бы слух, Гойгингер не в обиде за поведение своей матери, не раз пытавшейся слезть с иглы ради него. Для автора то детство, те пережитые эмоции — едва ли не лучшее, что могло с ним случиться. История взлётов и падений, радостных моментов и тяжёлых испытаний, едва не привели к самому страшному – полному разрушению двух жизней. И совершенно неожиданно переломным моментом картины является религиозная составляющая, отражающая одновременно комичность ситуации и глубокий духовный посыл, раскрыть полностью который не было ни малейшего шанса.

Единственным упущением режиссёра в фильме стала относительно слабая проработка персонажа матери. Такое ощущение, что сама картина, её сценарий давался несколько труднее, чем об этом рассказывал режиссёр в ряде интервью. И его можно понять, поскольку события, послужившие точкой отправления, случились вовсе не во времена его детства. Впрочем, это абсолютно другая история, обсуждение которой вполне может испортить просмотр самой картины. Речь шла о персонаже матери и полном отсутствии к ней доверия со стороны зрителя. Насколько сильно она любила сына и любила ли вообще – этими вопросами приходится терзаться первые 20 минут. И потом, словно по мановению волшебной палочки, всё меняется, а причины этого, к сожалению, остаются за скобками повествования. Не исключено, что суть этого лежит именно в поиске позиции для того, чтобы верно подступиться к истории.

И целый абзац, конечно же, хочется посвятить молодому Джереми Миликеру – актёру, сыгравшему главную роль. Точнее будет сказать – исследовавшему. Когда ребёнка впервые вытаскиваешь из коляски и ставишь на траву, то он не знает что делать, при этом ему любопытно и он пытается идти, преодолевая кочки, падая, вставая, исследуя. Именно так ведёт себя на экране Миликер – постоянно в движении с огромной кучей импровизаций, уходящих иногда за грань дозволенного. Увидел ли Гойгингер в нём себя того времени, либо ему просто понравилась идейность подающего надежды мальчика – вопрос, на который сам режиссёр не стал давать ответ… наверно, оно и к лучшему. Так или иначе – весомая заявка на получение «Георгиев» уже сделана.

О том, когда смотреть фильм «Лучший из миров» — ищите информацию в разделе «Расписание».

Андрей ТРУНОВ