Страшное землетрясение, произошедшее в Армении в 1988 году, эпицентром которого стал Спитак, довольно долгое время оставалось лишь в документальной хронике. Никто из режиссёров не касался этой темы, но за последние годы появилось две картины, посвящённые этому событию. По просьбе Александра Котта, режиссёра фильма основного конкурса «Спитак», говорить о второй картине не хочется, а если и упоминать, то вскользь.

Итак, «Спитак» – картина, не требующая никаких пояснений, поскольку синопсис фильма, а это большая редкость на фестивале, полностью отражает всё то, о чём идёт повествование, но при этом не обнажает истинный масштаб трагедии.

Молодое поколение лишь читало о той страшной трагедии, которая случилась почти 30 лет назад. И в этом есть как преимущества, так и трагизм показанного на экране. Несмотря на то, что сама история фактически полностью придумана – речь о линии главного героя и его семье – всё остальное – едва ли не доподлинные факты, очаровывающие своим страхом и болью. Да, именно такое сложное противостояние чувств испытывает зритель при просмотре. Это не геройское кино, не мейнстримовая лапша, где важно всё сделать по определённым канонам. Котт работает не с материалом или глиной, он раскрывает характеры персонажей, вводит их в сложные позиции, где сам человек борется с собой, отвечая на вопросы зрителя путём этих самых преобразований.

Весь актёрский организм в «Спитаке» отлажен лучше, чем самые точные и дорогие швейцарские часы. Невольно ощущаешь на себе не просто какой-то агитационный посыл, а силу единения с теми, кто боролся за жизнь людей, находящихся под завалами. И самое парадоксальное в том, что на деле не главный герой, не его судьба остаются в голове, а обилие маленьких, но не менее интересных ответвлений, являющихся абсолютной исторической правдой. И тут, конечно, нужна отдельная оговорка: изначально в сценарии была сильная сюжетная линия, связанная с проблемами мародёрства, от которой пришлось отказаться в процессе съёмок. И это было как раз связано с тем, что фильм, готовившийся параллельно, активно педалировал именно эту тему. Также было решено отказаться от сцен, раскрывающих физиологический ужас, произошедшего в Спитаке.

Отдельного упоминания заслуживают локации, где снимался фильм. Это не компьютерная графика, а реальный бетон, железо и шифер. Абсолютно честная, отчего и тяжёлая картинка, в которой эхом идёт вся боль страшного эпизода в жизни всего СССР. Сценарий фильма появился ещё в 2009 году, но снять удалось лишь сейчас – такой путь прошли создатели ленты, которая не предназначена для того, чтобы заработать. В общих планах продюсеров – одновременно, к годовщине трагедии, показать эту работу на центральном телевидении в России и Армении. И, пожалуй, надо признать – это один из немногих случаев, когда российский телеканал («Россия 1» — прим.) стал одним из спонсоров проекта, но не погубил фильм своим влиянием ради адаптации, а значит, такое кино должно жить.