Каждый новый Московский международный кинофестиваль – это всегда повод не только посмотреть на происходящее в мировом кинематографе, но и понять направление, куда движется кинематограф, узнать его удалённость от политического подтекста, конечно, оценить уровень объективности.
Очередная остановка – 47-й Московский международный кинофестиваль – насыщенна принципиально новыми вызовами, связанными с поиском путей для восстановления отношений. Не секрет, что потепление в большинстве случаях начинается именно через культурные связи, когда абсолютно всем странам можно и нужно говорить на языке большого кино. Да, всегда имеется место пропаганде, но для купирования подобного есть цензура, с помощью которой на первых этапах можно сгладить все острые углы, а после, имея уже что-то общее, можно двигаться дальше.
Потепление уже заметно, если сравнить фестиваль текущего года с прошлым. Это не только рост общего количества присланных картин, который программный директор ММКФ Иван Кудрявцев оценил в 17%, но и увеличение количества недружественных стран, приславших на смотр свои заявки. По сравнению с 2024 годом количество уже не врагов, но ещё и не друзей увеличилось на три страны.
Впрочем, если брать общие цифры, то в пятёрке стран, картины которых больше всего будут представлены на 47-м ММКФ, по-прежнему находятся Испания и Франция. Не осталась без Европы и основная конкурсная программа, куда попали две копродукции – Бельгии и Италии «Воздушный змей» (режиссёр Алессандро Тонда) и Бангладеш, Нидерландов и Германии «Там, за мачтой» (режиссёр Мохаммад Нуруззаман). Не менее показательным стало появление двух картин из Аргентины, где, как многим казалось, зреет новая точка сопротивления и негативных для России перспектив. А вот возврат Кореи рассматривается уже как шаг политический, не с нашей стороны, конечно, фильм «День цветения хлопка» Щин Гён Су вполне можно рассматривать в качестве первой ласточки, прощупывающей плодородность почвы.
По-настоящему крупный режиссёр Луис Миньярро в качестве председателя жюри Основного конкурса тоже подтверждает мысль о том, что оттепель постепенно настаёт, а это важно не только для дальнейшего развития фестиваля, но и переходу к новому порядку, который, есть надежда, будет всё же более справедливым. Впрочем, пока всё перечисленное выше – это не прямой сигнал о снятии «культурных» санкций, но позитивное настроение подобные подвижки навевают.
Если оставить дела зарубежные, обратившись к нашему внутреннему, то предстоящий смотр будет богат на имена отечественных актёров – наше нематериальное достояние и гордость. Александр Яценко и Марьяна Спивак («Легенды наших предков»), Юлия Пересильд и Владимир Вдовиченков («Мужу привет»), Александр Петров («Почтарь») и калейдоскопный по звёздному составу комедийный фильм «Туда» с Петром Фёдоровым, Ириной Старшенбаум, Алексеем Серебряковым и Евгенией Добровольской – самый, пожалуй, представительный состав актёрского цеха за всё время существования «Русских премьер».
Интересная программа в этом году и в конкурсной программе документального кино, где собраны, пожалуй, самые диаметрально противоположные картины за всё последнее время. И это при том, что, как посетовал на пресс-конференции Сергей Мирошниченко, в текущем году было тяжелее всего выбрать фильмы, поскольку имела место цензура. Впрочем, на текущем этапе она так или иначе необходима, поскольку представляет собой естественный процесс, через который проходят все.
47-й Московский международный кинофестиваль не только в очередной раз побалует зрителей довольно широким разнообразием ретроспектив, вновь обратившись к неисчерпаемой коллекции Госфильмофонда. Украшением станет секция «Неизвестное от известных», где зрители смогут увидеть забытые фильмы отечественных мастеров, которые не стали хитами, но заслужили отдельного внимания. «Любимые песни из забытых фильмов» – где произойдёт столкновение в памяти зрителя, считавшего, что была просто песня, без её первого появления на большом экране. Также будет показаны программа «Армения. Документальные фрески Арутюна Хачатряна», посвящённая 70-летию мэтра.
Впервые будут представлены актуальные программы «Цена вопроса», где речь пойдёт о высоких ставках и сделках, что оказалось у многих на устах на фоне выступлений Дональда Трампа. Программа, конечно, не столько политическая, сколько социальная, но это не умоляет её актуальности. Вторит ей ещё одна новинка «Точки кипения», куда попали картины оценивающие гнев, страсти и рассудительность – вполне самобытный и почти ментальный продолжатель «Цены вопроса». И, конечно, кинематографический антураж триптиха, о котором мы завели речь, завершает программа «Маленькие люди, большая история», в которой мы вновь сможем оценить роль в истории человека. И, если всё получится, то все три направления сойдутся в одно яркое представление о 47-м ММКФ, в котором мы уже не просто будем искать своё кино, а двигаться к новому будущему, в добродетели которого, к счастью, уже нисколько не сомневаемся.
Андрей ТРУНОВ
Московский международный кинофестиваль всегда нужен. Это дружба кинематографистов разных стран. Это совместное производство контента. Это симпозиумы и многое другое.