Фильмы о неизвестных и довольно чуждых нам традициях и ритуалах не только развивают кругозор, но и позволяют оценить своё положение в системе координат стран мира. В этом году самой сложной картиной основной конкурсной программы 42-го Московского Международного кинофестиваля стала дебютная работа Джадаба Маханты «Бесплодная невеста».
Фильм «Бесплодная невеста» рассказывает о традиции индийского штата Ассам, где принято отмечать появление месячных у женщин, те же, кто по причинам здоровья или физиологии не вступают в этот период – становятся своего рода изгоями. Таким изгоем стала и героиня фильма –Гунати, вынужденная отвечать за проблемы своего тела перед своей семьёй и окружением.
Индийское кино, поднимающее довольно серьёзные вопросы, связанные с положением человека в обществе – это давно уже классика, прошедшая через жернова того, что многие из нас привыкли видеть ещё в советское время. Мы всё чаще обсуждаем какие-то несуразицы индийских боевиков, заводим разговоры о песнях и танцах, ставших визитными карточками фильмов, но за этими всеми разговорами мы не замечаем новой волны кинематографа Индии, где молодые режиссёры пробуют уйти больше в европейское понимание построения действа, чем это издавна было принято в стране.
Впрочем, в центре картины весьма колоритная ситуация, связанная с ненаступлением месячных и вытекающими отсюда последствиями. О такое, казалось бы, пикантной теме Маханта рассказывает без малейшего стеснения и сложности, открыто показывая весь мир и поведение героев. В «Бесплодной невесте» нет привычной нам драмы, когда запрет, позор и месть идут настолько жёстко рядом друг с другом, что ничего нельзя сделать. Перед нами новая формация, где герои сами решают что делать, куда вести свои жизни и какой выбор станет бальзамом на всю их оставшуюся жизнь. Зритель не погружается в картину, он остаётся зрителем, что следит со стороны за происходящим на экране. Ему весьма интересно сама суть происходящего, но с нашим менталитетом довольно сложно прочувствовать напряжение, царящее в картине. Как собственно, понять мир Гунати. Тем не менее, история, происходящая на экране погружает нас в мир Индии, в её красоту и колорит – это уже не что-то удивительное, а весьма знакомое и почти родное, что мы привыкли видеть раньше. Через эту атмосферу и раскрывается истинная сущность женщины, сталкивающейся с нравственными проблемами и проблемами мироздания, в совокупности давая нам лишний повод задуматься над своей жизнью и своими решениями, принятие которых зачастую лишает нас главного – счастья, которое стоит гораздо дешевле, чем мы пытаемся за него заплатить.