Оригинальное название фильма «Год Леона» – «Без Леона», но организаторы фестиваля решили несколько его адаптировать, чтобы придать некий шарм истории об ещё одной утрате и рефлексиям на неё окружающих.
В своё время в конкурсной программе фестиваля была мексиканская картина «Пять дней без Норы» Марианы Ченильо, получившей приз за лучшую режиссуру. И была надежда, что и в фильме Мерседес Лаборде нам удастся встретиться с теми эмоциями, переживаниями, которые прочувствовали в далёком 2009 году, но в сухом остатке получилось больше разочарование из-за завышенных ожиданий.
Треугольник из женщин – бывшей жены Леона с дочкой, а также вдовы, мечтавшей завести детей – вполне серьёзный материал для изучения глубины отношений. И надо понимать, что режиссёр картины – женщина, что, бесспорно, больше преимущество, чем какое-то послабление. Но действие не пошло: слишком много поверхностных диалогов, отсутствие химии между актрисами – им не удалось помочь раскрыть друг друга, полное игнорирование самого важного для такого рода фильмов – роли того, кого потеряли. На деле при просмотре приходится задаваться вопросом – а что значил Леон для этих женщин? И на этот вопрос ответа найти не представляется возможным, потому что в головы актрис просто вложили легенду о том, что он был дорог, но никто из них, как, впрочем, и сам зритель, так и не смог понять – в чём боль утраты.
Говорить же о том, что дочь любит новую жену своего покойного отца больше, чем родную мать – это слишком упрощённо. Аргентинский кинематограф куда более сильный, даже вольный, но в этот раз на конкурс прошла та картина, которая, к сожалению, не задержится в памяти, а жаль. У истории были огромные перспективы, но все надежды были разрушены ожиданиями.
Для 40-го Московского Международного кинофестиваля попадание в конкурс «Года Леона» событие будничное, каждый год в рамках смотра всегда есть такой фильм, который смотреть довольно просто, но на выходе из зала нет эмоций. Возможно, такое кино кого-то и способно тронуть, но только не тех, кто знаком с фестивальной программой уже давно.