В рамках 43-го Московского международного кинофестиваля в конкурс документального кино попала дебютная работа испанского режиссёра Хавьера Толентино «Блюз для Тегерана». Загадочный Иран в картине показан через призму калейдоскопа лиц, музыки и позитивного путешествия-открытия, являющегося на наш взгляд самым необычным фильмом о государстве юго-запада Азии. Мы связались с Толентино и попросили его немного рассказать о картине, России и его ожиданиях от участия в фестивале.

Добрый вечер, Хавьер! Ваш фильм «Блюз для Тегерана» включен в основной конкурс 43-го  Московского международного кинофестиваля. Как вы отреагировали на эту новость?

С большой радостью! Я очень люблю кино России и отношусь с огромной симпатией к ее жителям. Я рад, что могу поделиться своим фильмом и обсудить его.

Российская публика также будет рада знакомству с вами. Не могли бы вы рассказать немного о себе и о ваших интересах в настоящий момент?

Я кинокритик и директор программы о кино на Национальном Испанском Радио (RTVE — Испанская радиовещательная и телевизионная корпорация). Программа называется «Седьмой порок», и это самая популярная программа о кино в Испании и Латинской Америке. «Блюз для Тегерана» — мой первый полнометражный фильм. На данный момент больше всего меня интересуют две вещи: возможности киноязыка и просто быть счастливым.

Как возникла идея фильма?

Меня всегда восхищало кино Ирана, такие его представители как Аббас Киаростами, Джафар Панахи, Асгар Фархади. Также палестинский режиссер Элиа Сулейман и, конечно же, Андрей Тарковский. Путешествуя по Ирану, я разыскивал старинные персидские песни, беседовал с молодыми музыкантами. Так родилась идея моего фильма.

Насколько сложными были съёмки? Возникали ли у вас проблемы с законами и традициями Ирана? И как изменилось ваше мнение об этой стране  после завершения работы над фильмом?

Съемки в Иране позволили мне лучше узнать его народ, благородный, высоко образованный и дружелюбный. Я отправился в Иран не за тем, чтобы осуждать или критиковать. Напротив, моей целью было удостовериться самому и продемонстрировать другим, что персидский народ не является ничьим врагом.

Каковы ваши ожидания от фестиваля? Сможете ли вы представить фильм лично?

Я взволнован предстоящей поездкой на фестиваль такой большой исторической значимости, как ММКФ.  Возможностью представить на нем своей фильм и обсудить его с российской публикой.

Фотография Хавьера Толентино из личного архива режиссёра