Участник основной конкурсной программы 39-го Московского Международного кинофестиваля фильм Владимира Котта «Карп отмороженный» выходит в российский прокат 18 января. Картина рассказывает о непростой судьбе учительницы преклонных лет, готовящей собственные похороны в Богом забытой деревне.
Вообще, если говорить про жанр фильма, то его вполне можно определить, делая это с большой натяжкой, как трагикомедию с элементами притчи. Главная героиня, которую сыграла Марина Неёлова, получившая на прошлом кинофестивале специальный приз «За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского», играет среднестатистическую деревенскую бабушку, к которой каждый из нас так любил ездить в деревню в детстве. Единственная проблема в том, что женщина узнаёт о фатальном диагнозе – в ближайшие дни сердце её остановится раз и навсегда. И вроде бы – что тут комичное может быть? Подобие снятие кальки с американского роуд-муви или жизнеутверждающий конец жизни, когда главному герою хочется в последний раз вкусить жизнь? Отнюдь. Только суровые отечественные реалии, связанные с подготовкой к… собственным похоронам.
Сейчас уже никого не удивить, что пенсионеры бережно держат на своих счетах или дома в заначке «гробовые». Это грустно, тяжело, но давно стало частью нашей культуры. Елена Михайловна (Марина Неёлова) – яркий представитель советского общества, образ собирательный, как и её активная подруга Людмила (Алиса Фрейндлих), сыгравшая эпизодически бунтарку, не боящуюся говорить правду в глаза. Всё это разворачивается на фоне сельской жизни – беспощадной, с покосившимися домиками и вечно пьющей молодёжью. И вроде бы не располагает всё это к смеху, даже к улыбке, но местами улыбаться приходится – против воли, местами – вопреки морали, порой – со слезами на глазах. И не будь в названии броского отмороженного карпа в фильм Котта даже хотелось бы верить, но сделать это трудно – зрителя обманывают.
Что в картине не так? «Карп отмороженный» – произведение, появившееся в больших муках. Некий сложный конструктор, состоящий из многочисленных деталей. Кризис достойного сценарного материала вылился в проглатывание карпом ключей от автомобиля – сцене, представляющей себе пик идиотизма. Большинство из зрителей уже негодует: как же так, да разве можно покушаться на актрис, ставших иконами кинофилов, или самого Евгения Миронова; можно ли спорить с тем, что фильм получил приз зрительских симпатий на 39-м ММКФ? Можно и даже нужно. Любая картина – живой организм, а не набор ингредиентов в бесчувственном салате.
«Карп отмороженный» хорош своими сценами, диалогами, игрой актёров, но ужасно плох содержанием и посылом. В происходящее слабо верится: реалии более жестокие, в них нет места философии и угадыванию – что понравится зрителю больше. Довольно грустно осознавать тот факт, что даже такими серьёзными вещами можно манипулировать. И действительно, будь перед нами другие актёры (без ущерба в качестве игры), другая страна-производитель, картина никогда не получила приз зрительских симпатий. Мы голосовали, потому что оно близко нам, но в то же время, после просмотра, вышли с абсолютно чистой душой и отсутствием намерений что-то изменить в жизни.
Андрей ТРУНОВ