«Мартин читает Коран» – один из самых ожидаемых фильмов Основного конкурса 46-го Московского международного кинофестиваля. И дело даже не в том, что заполучить картину Юрия Сауле в Москву было весьма трудно, наибольший интерес представляет тематика дебютной работы немецкого режиссёра.

«Мартин читает Коран» – несколько провокационный фильм, который не призывает к диалогу, а порождает довольно серьёзные споры. Главная идея картины – решение, к которому должен прийти Мартин – совершить теракт или же разобраться в том, к чему призывает и приводит священный Коран. Помочь разобраться в себе и в вопросах религии ему должен профессор исламоведения, утративший год назад веру в своё учение.

Картина Юрия Сауле смотрится с неподдельным интересом хотя бы по той причине, что режиссёр подсказывает и намекает в ряде эпизодов на реальный ход событий. К сожалению, для опытного зрителя не составит труда понять, что на самом деле происходит на большом экране. Тем не менее, для дебютной работы в большом кино – это вполне нормально. Огорчает лишь тот факт, что «Мартин читает Коран» нельзя показывать широкой аудитории из-за её откровенной опасности для общества. Проблема в том, что профессор исламоведения далеко не тот человек, за которым хочется идти. Педагогический подход и весьма спорное отношение к жизни делают из преподавателя лишь бледную тень того, что должно быть на самом деле. Мартин же, несмотря на свою фанатичность и явные психические проблемы, готов вести за собой, чего быть не должно. Оба главных героя картины – не являются положительными персонажами, а привносят в мир познания и считывания информации ещё больше собственных мнений, отходя от истинных канонов, ставших постулатами. Любое предложение, любой закон человек малоопытный, эмоциональный может подстроить под себя, чего в таких серьёзных вещах как религия быть не должно. Чья это проблема? Скорее всего ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Кино должно было достаточно вызреть в душе автора, отношение к великолепному сценарию должно быть несколько более трепетным и жёстким, потому что в этом всём крылась не только художественная, но и религиозная ценность картины.

При всей своей спорной подаче и выходами за рамки допустимого фильм всё-таки оставляет положительные впечатления. Главное из них – эстетическое удовольствие наблюдать за работой Арсения Гусева – оператора картины. Довольно сакральный смысл, необычные ракурсы и прекрасные проводки во время съёмок усилили психологические подоплёки и биения, которые не сумел до конца раскрыть режиссёр. Всё это определённо сбалансировало картину, хотя и оставило важную проблему – отсутствие сыгранного тандема двух главных актёров.

Для конкурса же «Мартин читает Коран», а это хочется повторить, всё же большое приобретение. Картина определённо фаворит в борьбе за призы несмотря на тот факт, что зрелости ей, конечно, категорически не хватает по сравнению с другими работами, но иногда же может выручать и сценарий.