Впервые в новейшей истории Московский Международный кинофестиваль будет открываться картиной, попавшей в основную конкурсную программу. Такая честь выпала последней работе Ферзана Озпетека «Неаполь под пеленой».
40-й Московский Международный кинофестиваль уже есть, уже рядом, уже начал свою работу. Несмотря на то, что гости кинотеатрального зала «Россия» увидят фильм Озпетека 19-го апреля вечером, пресса получила возможность посмотреть картину и пообщаться с автором «Неаполя под пеленой» днём ранее. И, как это не часто бывает на нашем главном фестивале, поражены были все – и режиссёр, и представители СМИ.
Если быть совсем откровенным, то на самом деле произошёл большой поворот. Открывать главный смотр страны будет не очередной блокбастер, а что-то очень личное, почти интимное – картина, которую открыл для мира кино именно отечественный ММКФ. И после участия в нём, вне зависимости от того, как распределятся награды, ленту ожидает большое будущее.
«Неаполь под пеленой» не является записным фаворитом, но заслужил того, чтобы его вознесли – до небес или нет, решать будут зрители и жюри. Картина представляет собой весьма отлаженный механизм с одной стороны, и шедевр искусства в искусстве – с другой. Ценность фильма заключается в двух интересных вещах: восхитительной Джованне Меццоджорно, сыгравшей роль Адрианы, и самом Неаполе.
Тот, кто никогда не видел этот город, определённо захочет его посетить. Озпетек показывает историю любви, бурной страсти и наваждения, вспыхнувшего всего за одну ночь у женщины, познавшей искушение, передавая это всё видами Неаполя. Параллельно с этим режиссёр раскрывает её характер, проецирую всё происходящее на детали – всему, что окружает героиню. Все эти вещи складываются в одну общую мозаику, заставляющую неотрывно смотреть картину продолжительностью почти два часа – большая редкость в наши дни.
В один момент кажется, что перед нами, зрителями, криминальная драма; через несколько минут мы радуемся идиллии праздника и торжества, а спустя некоторое время, оплакиваем то, что нас радовало ранее. И всё это показывают нам архитектура, артефакты и, как кажется, бесконечные отсылки в мелких деталях, едва уловимых глазу тем, кто не был готов к такой работе режиссёра, продумавшего, кажется, абсолютно всё.
Фильм, начинающийся как детектив, незаметно для зрителя перерастает в эротическую мелодраму; к середине зрителя погружают в самый настоящий триллер, а завершится всё драмой, пустившей свои корни в мелодраматическую развязку.
Отличительной особенностью картины, о которой просто нельзя умолчать, можно назвать её загадочность – та самая пелена. В одном из эпизодов ведунья говорить главной героине о двух путях – горя и счастья, неизбежного саморазложения и обретении себя. Этому правило подчиняются почти все ключевые сцены. Озпетек откровенно подчеркнул, что ему было важно окутать пеленой всё, но это пелена не является барьером для познания картины, она лишь позволяет лучше видеть скрытое великолепие.
В 2012 году Ферзан Озпетек уже принимал участие в Московском Международном кинофестивале, тогда его картина «Присутствие великолепия» тронула сердца зрителей, получив приз зрительских симпатий. Как будет в этот раз – станет ясно 26-го апреля, когда будут вручены награды текущего юбилейного кинофестиваля.
Андрей ТРУНОВ