Судьба Рудольфа Хаметовича Нуреева в последние годы заинтересовала уже многих режиссёров, включая как документалистов, так и тех, кто тяготеет к художественному кино, но особняком, конечно, можно и нужно назвать Рэйфа Файнса и его глобальный проект «Нуреев. Белый ворон».
Прежде всего хочется похвалить Рэйфа Файнса за две очень серьёзные вещи: первая – смелость режиссёра и его дотошность, с которой он не просто тщательно изучил жизнь Нуреева, но и максимально сохранил черты его противоречивого характера; вторая – честность и отсутствие стереотипного мышления о временах СССР. На самом деле, как мне кажется, честность – это самое важное, потому что Файнсу веришь не просто как легенде кино, но и театра, но и человеку, который может рассказывать историю откровенную простым и понятным языком.
Как заявлял неоднократно сам режиссёр, он практически не интересовался балетом. Около 20 лет назад Файнс прочитал книгу, познакомившись так с Нуреевым, пронеся всё это через годы, он решился на смелый шаг – экранизацию ранних лет биографии Нуреева, показавшиеся ему наиболее кинематографичными.
«Нуреев. Белый ворон» – не статичный пересказ материала, хотя вполне мог быть таким. Зритель знакомится с Нуреевым постоянно, дополняя его портрет всё новыми и новыми штрихами: вот, будущая звезда балета только родился в поезде, а уже через какое-то время – поступил в училище, ещё немного мгновений – он уже где-то там, в Париже. И процесс смены возрастных перебивок абсолютно не поддаётся при этом логике, но при этом он не мог быть каким-то другим, все сцены расставлены органично, максимально идеально и даже интимно – переплетаются так, как оно и должно было быть. Особое внимание при этом хочется уделить тому, что картина снята с такой любовью и желанием исторической правды, что язык в ней – русский. Для тех, кто не очень понимает важность, то напомню банальное – на русском мысль можно выразить максимально точно и чётко, чего не позволит сделать ни один другой язык – и это не панацея, просто русскую душу понять и принять можно лишь на родном языке. Так вот, особое умиление вызывает минимальный акцент в диалогах Файнса, который сыграл Александра Ивановича Пушкина – выдающегося балетного педагога. И ни на секунду не скажешь того, что Файнс – не свой, кажется, что мастерство этого человека просто зашкаливает в хорошем смысле этого слова. Пожалуй, «Нуреев. Белый ворон» при всём уважении к Олегу Ивенко, сыгравшего главную роль – самого Нуреева – это противостояние двух звёзд: Файнса-режиссёра и Файнса-актёра, отчего зритель при просмотре получает истинное эстетическое удовольствие.
Стоит напомнить, что продолжительность фильма чуть больше двух часов, но парадокс в том, что картина держит в тонусе на протяжении всего повествования. Нить не теряется, все сцены выверены и прекрасно представлены, представляя собой слияние всех видов искусств в одном – кино. И ещё раз о доверии – редкий фильм, сделанный на Западе, когда спецслужбы СССР не показаны зверьми. Нет тотального диктата, нет методичных порок и «закрывания» людей за малейшую провинность. Конечно, нельзя говорить, что всё именно так и было, поскольку всегда есть место эмоциям, особенно учитывая такого человека как Нуреев, поэтому некоторые сцены вполне могут быть притянуты за уши в контексте поведения кураторов, но в этом есть своя изюминка. И подкрепляется это всё тем, что в фильме приняли участие наши актёры, которым доверия не меньше, чем самому обрусевшему Файнсу.
Искусство обладает дикой силой объединения, а когда фильмы снимаются с такой любовью, как это было сделано с картиной «Нуреев. Белый ворон», сделанной не в скучных павильонах, а в максимально реальных локациях – это ещё и праздник, который эхом прозвенит на 41-м Московском Международном кинофестивале, а затем и в прокате.