Сегодня, 30 марта, на официальной пресс-конференции была объявлена основная конкурсная программа 40-го Московского Международного кинофестиваля. В неё на текущий момент вошли 15 картин.

Стоит отметить, что в текущем году организаторам пришлось как никогда форсировать подготовку. Причиной стал перенос фестиваля с июня на апрель из-за проведения в России чемпионата мира по футболу. Все эти трудности могли привести к некоторому дисбалансу – надо понимать, что финансирование фестиваля – главная головная боль организаторов в последние несколько смотров. В прошлом году деньги, выделенные Министерством культуры, не дошли до фестиваля даже во время его проведения, в текущем году не было даже средств, чтобы отсмотреть ряд значимых кинорынков, но при всём этом подобные слова не являются оправданием, обилие интересных и качественных работ доказывают, что организаторы при любых сложностях работают на совесть, даже не имея никаких гарантий, что потраченные средства будут возмещены.

Конкурсная программа на текущий момент ещё не завершена до конца. В ней могут появиться ещё две картины, но костяк сформирован полностью.

Наиболее важное место в программе занимает последняя работа Ферзана Озпетека «Неаполь под пеленой» – весьма провокационная картина с элементами мистики и эротики была довольно неоднозначно встречена критиками на показе в Италии, а в России будет международная премьера, которая, в этом можно быть уверенным, вызовет не меньше толков. Не лишним будет отметить, что именно этот фильм станет открытием 40-го Московского Международного кинофестиваля, что не помещает ему быть и полноправным участником конкурсной программы. Кстати, «Неаполь под пеленой» можно будет сравнить в конкурсе с ещё одной картиной из Италии Роберты Торре «Ричард спускается в ад», увидев восхитительное многообразие современного откровенного итальянского кино, в котором смело можно искать противостояние школ женского и мужского начал, подобных столкновений не было очень давно.

Что касается других работ, то надо выделить ленту «12-й человек» Харальда Цварта, найденную организаторами на кинорынке во время Берлинского кинофестиваля. Андрей Плахов рассказал о том, что планировал лишь один час посмотреть фильм (при 2,5 часах продолжительности картины), но не смог отказаться и досмотрел до конца. Сам же «12-й человек», по мнению председателя отборочной комиссии, представляет собой исполнение мечты нашего министра культуры, тяготеющего к качественному патриотическому кино.

Аргентинская картина «Год Леона» Мерседес Лаборде, представляет собой образ нового аргентинского кино, сохраняя при этом всё лучшее, что так любили в нашей стране, глядя на столько немногочисленное представительство кинематографа этой страны. Интересным опытом будет и просмотр «Воспоминаний солдата» Ким Джэхана – простой, но очень откровенной и честной истории, которая по стилистике больше напоминает кино Северной Кореи, с которым нас познакомили на прошлом кинофестивале, чем Южной.

Выделим и возвращение в фестивальную конкурсную программу кино из США и Латвии – «Офелия» Клер Маккарти и «С пеной у рта» Яниса Нордса. Их появление лучший ответ тем событиям, что происходят сейчас на политической арене, связанных с последними трендами.

За экзотическую изюминку в этом году будет отвечать фильм Дастина Финили «Заблудшие» из Новой Зеландии. Эта страна ещё никогда не была представлена в конкурсных программах ММКФ.

Продолжится и включение в программу фестиваля экспериментального кино. «Гаспар едет на свадьбу» Антони Кордье представляет собой довольно сложный продукт, сделанный на стыке разных не сколько жанров, сколько подходов, направленных на достижение конечной цели. В категорию экспериментального можно отнести и чёрно-белый «Гнев» Сержиу Трефо, снятого по роману По Мануэла да Фонсека, в основу которого были положены реальные события. Дополнит картину экспериментов отечественный комедийный фильм «Ню» Ян Гэ, известной многим по шоу «Голос». Её дебютная работа, помимо всего прочего, обещает стать настоящей провокационной бомбой конкурсной программы.

В противовес «Ню» в конкурсе есть работа Эдуарда Новикова «Царь-птица», являющаяся отображением классики нашего кинематографа, передавая при этом весь колорит Якутии, затрагивая темы семейных ценностей в экологическом контексте.

Из стран постсоветского пространства будут «Стойкость» Рашида Маликова (Узбекистан) и «Ночной бог» Адильхана Ержанова (Казахстан). И уже одно это позволяет говорить, что уровень фильмов в странах СНГ постепенно растёт, за что нам, поклонникам фестивального кино, можно только испытывать гордость.

Завершить краткий обзор хочется довольно нетрадиционной для Турции картиной Мурата Дюзгюноглу «Халеф», с элементами мистики, но сохраняющую при этом чистоту и незыблемость ценностей региона. Впрочем, это тоже некий эксперимент, но не в чистом виде.

12-Й ЧЕЛОВЕК (DEN 12. MANN) — международная премьера

Режиссёр: Харальд Цварт (Норвегия, 135 минут, 2017)

Группа бойцов норвежского сопротивления получает задание добраться до северо-западного норвежского побережья на судне «Браттхольм» и совершить диверсию на одной из немецких авиационных баз. Но миссия потерпела фиаско еще в море: судно было атаковано немецким кораблем и потоплено. Единственным человеком, которому удалось спастись, оказался Ян Болсруд. Ему удается добраться до берега и бежать в сторону шведской границы. Преследуемый гестапо, Болсруд ищет убежище в горах. Здесь его настигает снежная буря, он прячется в пещере, которая оказывается смертельной ловушкой.

 

ГОД ЛЕОНА (EL ANNO DEL LEON) — европейская премьера

Режиссёр: Мерседес Лаборде (Аргентина, 84 минуты, 2017)

Потеряв любимого, Флавия никак не может вернуться к нормальной жизни. Ежедневные заботы не спасают ее от чувства беззащитности и одиночества. Внезапно в жизни Флавии появляется Люсия, дочь Леона от первого брака. Это знакомство заставляет Флавию переосмыслить свою жизнь, расстаться с прошлым и начать жить заново.

 

ВОСПОМИНАНИЯ СОЛДАТА (SOLDIER’S MEMENTOS) — мировая премьера

Режиссёр: Ким Джэхан (Южная Корея, 99 минут, 2017)

 

 

Чонган живет вместе с матерью в глухой деревне. Мать надеялась, что Чонган вырастит великим воином, хотя сам он мечтает о жизни простого фермера в родной деревне. Но когда начинается война, Чонгана призывают в армию. И скоро он оказывается на передовой…

 

ЗАБЛУДШИЕ (STRAY) — мировая премьера

Режиссёр: Дастин Финили (Новая Зеландия, 104 минуты, 2018)

В холодном и безлюдном новозеландском предгорье, на самом краю света встречаются двое. Он — бывший заключенный, только что отсидевший за попытку убийства. Она — пациентка психиатрической клиники. Эта случайная встреча становится для них шансом всё начать сначала.

 

ГАСПАР ЕДЕТ НА СВАДЬБУ (GASPARD VA AU MARIAGE) — международная премьера

Режиссёр: Антони Кордье (Франция / Бельгия, 105 минут, 2018)

Гаспар долгое время не поддерживал связь со своей семьёй. И вот теперь ему снова предстоит вернуться в родной город, чтобы присутствовать на очередной свадьбе отца. Взяв на роль гёрл-френд эксцентричную подругу, Гаспар отправляется назад в детство — в отчий дом, где его с распростертыми объятиями ждут бабник-отец, зануда брат и красавица сестра.

 

НЕАПОЛЬ ПОД ПЕЛЕНОЙ (NAPOLI VELATA) — международная премьера

Режиссёр: Ферзан Озпетек (Италия, 113 минут, 2017)

Во время оккультной церемонии в старинном доме Адриану соблазняет молодой красавец. Они проводят вместе ночь и договариваются о свидании, но молодой человек не приходит. На следующий день Адриана узнает, что ее любовника убили. Полицейские инспекторы также сообщают шокированной Адриане, что погибший фотографировал ее обнаженной во время сна. Желая разобраться в происходящем, Адриана решает провести свое расследование.

 

ОФЕЛИЯ (OPHELIA) — международная премьера

Режиссёр: Клер Маккарти (США, 114 минут, 2018)

Не все в порядке в Датском королевстве. После смерти короля Гамлета вокруг престола разгораются нешуточные страсти, в центре которых оказывается наследный принц, возлюбленный Офелии. Любовь к принцу ставит ее в ситуацию выбора между предательством интересов семьи, королевы, престола и предательством любимого.

 

РИЧАРД СПУСКАЕТСЯ В АД (RICCARDO VA ALL’INFERNO) — международная премьера

Режиссёр: Роберта Торре (Италия, 91 минута, 2017)

В вымышленном королевстве, в замке у подножья Рима живет уважаемая семья Манчини. Потомки знатного рода процветают за счет наркоторговли и прочих незаконных операций. Риккардо Манчини и его братья ведут постоянную борьбу за власть и право называться главой семьи. Но настоящим серым кардиналом Манчини является мать семейства, умело плетущая интриги во благо сохранения status quo. Риккардо возвращается домой после долгого пребывания в психиатрической клинике с намерением захватить корону. И на этот раз он готов идти до конца.

 

С ПЕНОЙ У РТА (AR PUTAM UZ LUPAM) — международная премьера

Режиссёр: Янис Нордс (Латвия / Литва / Польша, 79 минут, 2017)

После потери ноги в результате аварии, полицейский Дидзис вынужден переквалифицироваться в тренера служебных собак. В его жизни наступает черная полоса, когда он начинает подозревать жену в измене. Одержимый ревностью Дидзис не замечает странного и агрессивного поведения собак. Когда одна из собак с явными признаками бешенства сбегает из клетки и начинает терроризировать жителей района, Дидзис понимает, что пришло время взять себя в руки. Пока не стало слишком поздно.

 

ХАЛЕФ (HALEF) — мировая премьера

Режиссёр: Мурат Дюзгюноглу (Турция, 104 минуты, 2018)

Приехав в матери в деревню, Махир обнаруживает в родном доме необычного гостя. Мужчина представляется Халефом и утверждает, что является реинкарнацией его давно погибшего старшего брата.

 

НОЧНОЙ БОГ (NIGHT GOD) — мировая премьера

Режиссёр: Адильхан Ержанов (Казахстан, 110 минут, 2017)

Двое рабочих между делом ведут неспешную беседу. Люди все чаще видят в небе красные хвосты комет, диковинные существа возникают из ниоткуда, а из-под земли, говорят, доносится гул. К чему бы это? — спрашивает один. Второй отвечает, что ничего такого в своей жизни не видел. И даже если все описанное существует — стоит ли обращать на это внимание? Главное выполнять свою работу, ведь жизнь идет своим чередом.

 

СТОЙКОСТЬ (SABOT) — мировая премьера

Режиссёр: Рашид Маликов (Узбекистан, 78 минут, 2018)

 

1989 год. Бывший капитан советской армии Сайдулла живет в одиночестве в маленьком доме. В том же поселке живет его сын, но он не общается с Сайдуллой и не позволяет внуку общаться с дедом. Его часто посещает одно видение: в гости приходит старый армейский друг. Такой же, каким он видел его в последний раз живым — в форме, с автоматом. Однажды проходя медобследование, Сайдулла узнает, что у него рак. Жить осталось совсем немного, а надо успеть разобраться с самым важным: провести в школу воду, помирится с сыном и навестить бывшего сослуживца.

 

ГНЕВ (RAIVA) — международная премьера

Режиссёр: Сержиу Трефо (Португалия / Франция / Бразилия, 100 минут, 2018)

По роману Мануэла да Фонсека. Португалия, 1950 год. Пустынный и величественный ландшафт Юга, пронизанный ветром, изнуренный страданием и голодом, сотрясает насилие: в одну ночь происходит чреда хладнокровных убийств. Каковы причины этих преступлений? Эпическая история одной крестьянской семьи, для которой чувство собственного достоинства оказывается сильнее голодающих детей. История основана на романе Мануэла да Фонсеки, который в свою очередь основан на реальной истории о человеке, который в течение трех дней в одиночку оказывал сопротивлении армейским частям.

 

ЦАРЬ-ПТИЦА (TOYON KYYL) — мировая премьера

Режиссёр: Эдуард Новиков (Россия, 80 минут, 2018)

 

Якутия, 1930-е годы. В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр  и его жена Оппуос. Коровы, охота, да рыбалка – вот и весь неприхотливый быт стариков. В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает орел. Старик со старухой не смеют прогнать его, так как орел – священная птица. Всю зиму они подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу. Холодным рождественским вечером орел проникает в дом и занимает почетное место в углу, на полке с иконами. С этого дня люди и птица начинают жить вместе в одном доме.

 

НЮ (НЮ  NU) — мировая премьера

Режиссёр: Ян Гэ (Россия, 64 минуты, 2018)

 

Китайская девушка ищет в Москве свою любовь, идеал, мечту… Ладно, на самом деле, она всего лишь ищет с кем бы ей переспать. Но почему-то у нее ничего не получается: ни с лучшим другом, ни с девушкой, ни с незнакомцем из интернета. Может, причина в ней самой? Русский не ее родной язык — может быть ее неправильно понимают? К кому она обращается в каждом выпуске своего видеоблога? Что нарисовано на картине, которую она ото всех прячет? Что означает иероглиф “”?

40-й Московский Международный кинофестиваль пройдёт с 19 по 26 апреля в столице России.