Сегодня, 4 мая, в российский прокат выходит участник 45-го Московского международного кинофестиваля конкурса «Русские премьеры» фильм Айнур Аскаров «Помилование».

Картина рассказывает о судьбе солдата советской армии сержанта Любомира Зуха, который в нарушение дисциплины решил проститься с любимой девушкой, самовольно покинув часть.

В основу картины легла повесть башкирского писателя-драматурга Мустая Карима, отражающая не только довольно тонкие отношения между людьми, но и пропитанные необычайной поэтичностью, передаваемые через природные красоты.

Многие уже знают Айнура Аскарова по «Отряду Таганок», вышедшем в 2021 году, в основу которого также легла повесть Мустая Карима. «Помилование» представляет собой принципиально новое отношение режиссёра к тому материалу, с которым ему пришлось работать. При сохранении ключевых моментов и общей идеи Аскаров решил внести больше своего видения, переработав ряд сюжетных линий, связанных с судьбой персонажей. В результате получился тот фильм, после просмотра которого у зрителя не остаётся никаких вопросов – ни единого открытого конца (что в характерно для второстепенных сюжетных линий военных фильмов). Принципиально не будет в «Помиловании» и военных баталий, обилия техники и оружия с простой идеей разрядки – демонстрации и осознания того момента, что человеческие отношения – не менее жёсткая и грозная сторона военного времени, живущая по строгим правилам.

«Помилование» – не новое, но хорошо забытое слово в отечественном кинематографе в жанре военно-патриотического кино. Возможно, что оно не самое удобное, но, так или иначе, оно честное и открытое.  Говорить об успехе фильма в прокате работы Айнура Аскарова довольно сложно, потому что выход хоть и приурочен ко Дню Победы, но драматичная концовка картины отличается от запросов многих зрителей, желающих в военных картинах только счастливого завершения. Впрочем, свой козырь, заключающийся в тонкой настройке драматичного построения сюжета с живыми и запоминающимися персонажами, должны сыграть на руку авторам картины и привести в кинотеатры зрителей.