Первым фильмом, который показали прессе на 46-м Московском международном кинофестивале, стала последняя работа немецкого режиссёра Силке Эндерс «Шлимазл».

«Шлимазл» – вольное произношение немецкого слова Schlamassel, которое переводится как «неразбериха». Неразбериха в жизнях трёх поколений немцев – это довольно яркая красная нить, пронизывающая судьбы трёх женщин, ставших опорными точками фильма.

В центре фильма – судьба журналистки Иоганны, пытающейся найти своё место в жизни. Уход с головой в работу после смерти бабушки и очередной ссоры с матерью выливается в неожиданную встречу с бывшей надзирательницей крупнейшего женского концентрационного лагеря Равенсбрюк в фашисткой Германии.

«Шлимазл» – не фильм откровение, а яркий пример того, как история постепенно забывается. Надзирательница лагеря, которую по своей харизме в России вполне бы могли назвать «старушка – божий одуванчик», больше переживает о том, как грубо обращались с собакой, с которой она позировала для фотографии. Она довольно спокойно вспоминает о приездах Гиммлера, который в последствии отдал приказ об уничтожении узниц лагеря, восхищается формой СС и нарочито не даёт оценку тому, что происходило ы лагере. Она, как и её семья, занимают позицию немых свидетелей, давая непосредственной участнице тех событий спокойно доживать старость. В качестве оправдания надзирательница говорит, что покинула место работы в лагере в конце 1942 года, что было ещё до появления в Равенсбрюке советских женщин и кровавого распоряжения Гиммлера в конце 1944 года.

Силке Эндерс очень тонко демонстрируют всю ту неразбериху, происходящую в немецком обществе, отражая все перипетии «Шлимазла» через душевное состояние журналистки Иоганны, испытывающей смешанные чувства в попытках разобраться не только в своей жизни, но и в портере бывшей надзирательницы.

«Шлимазл» – кино классической немецкой школы – глубокое, но при этом прикладное и очень конкретное, без малейшего намёка на философское подспорье. Попадание немецкой картины в Основной конкурс 46-го Московского международного кинофестиваля полностью оправдано тем, что самые неприятные темы обязательно нужно поднимать в любое время. Историческая память – последний оплот того, что ещё как-то может вернуть на поле диалога, а одно из базовых вещей этого является, бесспорно, искусство.

Где и когда смотреть

21 апреля, 14:30

«КАРО 11 Октябрь, зал 1»

22 апреля, 18:30

«Москино Космос, зал 1»