Получить картину Елены Попович «Человек Божий» в Основной конкурс 43-го Московского Международного кинофестиваля – это уже большая победа. В довольно сложный период мыслимых и немыслимых ограничений, когда каждый фильм на вес золота, усиление конкурсной программы лишний раз показывает, что ММКФ сумел быстрее остальных адаптироваться к текущей ситуации в мире кино.
«Человек Божий» – не просто довольно чистая и религиозная картина, на деле фильм представляет собой некий ориентир и послание зрителям. Весьма сложный для экранизации материал, а также довольно сильная негласная цензура ставили перед Попович очень много как задач, так и ограничений, чтобы остаться честным не только перед зрителями как верующими, так и нет, но и перед самой собой.
Хочется начать с итога – фильм состоялся, авторские задумки режиссёра – показать жизнь одного из самых почитаемых святых в Греции – получилось реализовать в полной мере. Сюжет, развивающийся поступательно, проносит нас с такой быстротой, что с трудом веришь в то, что переходные периоды между различными этапами жизни Нектария Эгинского практически стёрты, что делает сам фильм необычайно органичным. Картина построена на реальных событиях жизни святого, но при этом все диалоги в ней являются художественным вымыслом. И тут имеется один момент, за который стоит поругать Попович – английский язык, на котором говорят актёры. Для чего был использован язык – предельно понятно, это, что называется, продиктовано финансовыми реалиями, но всё же довольно сильно режет ухо, когда актёры говорят на «инородном» языке.
Арис Серветалис, сыгравший Нектария, довольно тяжело начинал – первые сцены с его участием не только слабы в плане сценария, но и несколько обезличены всё тем же, о чём говорили раньше – разговоры на английском языке и довольно поверхностное погружение в роль вызывали при просмотре внутренний бунт, порождая картину всё же критиковать. Правда, спустя уже треть фильма Серветалис прошёл период погружения и превратился в самодостаточного персонажа, которому хочется верить, за кем хочется идти, что является первой заявкой на лучшую мужскую роль в рамках 43-го ММКФ как минимум за прогресс и рост на экране. Замечательно сыграл Александр Петров – очень твёрдая и крепкая работа, заслуживающая всяческих похвал, вишенкой же на торте стало появление Микки Рурка. Впрочем, его появление объясняется также тождественно, как и появление языка, но Рурк отработал эпизодическую роль весьма прилично, представ в интересной роли, открыв несколько граней своего актёрского мастерства несколько в ином ключе.
Всё это способствовало тому, что «Человек Божий» – кино, как и было обозначено ранее, это обращение к людям. Сделанное без лишней драматургии, Попович делала упор вовсе не на сцены, после которых хотелось плакать, а на реалии, кино мотивирует если не менять свою жизнь здесь и сейчас, то хотя бы задуматься о том, что подобного рода перемены просто необходимы.