За самое нежное, пусть и немного далёкое для нас, отечественных зрителей кино, на Московском Международном кинофестивале всегда отвечал японский кинематограф. В этом году в конкурсную программу не попала картина из страны восходящего солнца, но появилась весьма нетрадиционная лента из Южной Кореи «Воспоминания о солдате».

Самое название ленты Кима Джэ-хана говорит о том, чем завершится его киноповесть. Точнее – экранизация пьесы, написанной о 70-х годах прошлого века, когда отношения между Северной и Южной Кореей были в самой острой стадии. Напрямую говорить о конфликте между странами было запрещено, поэтому повествование было вынесено за рамки узнаваемости – восток и запад на фоне какой-то огромной планеты в небе, дающей фильму фантастический оттенок.

В центре картины история солдата-пацифиста (Мэн Сэ-чхан), пытающегося найти ответ на самый сложный в мире вопрос – почему начинаются войны. Даже в моменты опасности он не может выстрелить из оружия, не может предать себя, предать те идеалы, что заложены в него свыше. Все ценности солдата – это мама, беременная девушка и корова в родной деревне, куда он хочет вернуться. И зритель вместе с солдатом проходит эту войну от самого начала до неминуемого конца.

Главной особенностью картины, её визитной карточкой стал сам Мэн Сэ-чхан, сделавший серьёзную заявку на получение приза за лучшую мужскую роль, великолепно исполнивший свою сложную, а актёр, отметим, ещё совсем юн, роль. Наивный, местами донельзя глупый юноша, с очень чистым сердцем, к которому чувствуешь нереальное расположение, ради которого сам готов в любой момент отдать собственную жизнь с надеждой на то, что его сказка совершится. И всё это в южнокорейском фильме, хотя мы уже давно приучены к тому, что на фестиваль от этой страны попадают работы кровавые, жёсткие, за гранью дозволенного в нашем обществе. Но не в этот раз.

Да, сцены жесткости есть, но и сама война не может быть чистым делом, учитывая всю специфику. Ангел никогда не будет возвышаться в небе, если его не оттенить греховной землёй, также Кима Джэ-хан рисует своего прекрасного ангела в лице солдата, как бы вторя тому, что происходит сейчас – попытка сблизиться КНДР и Южной Кореи, о которой мечтают многие. Это история любви, но любви к миру, где нет места оружию и пулям.

И самым лучшим доказательством всему этому станут финальные титры, где можно будет увидеть огромное количество портретов людей – тех, кто жертвовал на фильм свои деньги, а снимали картину именно общими силами. И набрать удалось намного больше, чем того требовал минимальный бюджет. Именно так фильм остался в душах всех: тех, кто над ним работал, тех, кто в нём снимался, тех, кто его смотрел. И, кажется, именно такие картины должны учить нас ценить то, что мы считаем чем-то само собой разумеющимся.