В последние годы так получилось, что самые шокирующие фильмы в основном конкурсе как правило отечественного производства. В этом году всё довольно просто и предсказуемо, единственным фильмом конкурсной программы, который вызовет ожесточённые споры в кругах как журналистов, так и критиков станет работа Павла Костомарова «Эпидемия. Вонгозеро».

«Эпидемия. Вонгозеро» вполне себе удивляет хотя бы по той причине, что ожидания были гораздо ниже той планки, что показала в итоге картина. Вроде бы ничего необычного по сюжетной линии – заражение, карантин, каждый сам за себя, но при этом вполне можно говорить о том, что смысл фильма даже не в этом. Суть – в адаптации современной жизни и попытки показать правду, неприкрытую фасадом. Причём правду на разных уровнях, используя раскрытие личностных характеров разных слоёв населения. Да, философского в «Эпидемии» мало, а некоторые вставки вообще смотрятся максимально инородными, мало и глубины в характерах. Казалось, что фильм – это очень сильно ужатый сериал, это сделано будто для того, чтобы показать как можно больше действия, событий, а не раскрыть мотивы тех или иных персонажей. Впрочем, сериал, конечно, будет, он появится на экранах в конце года, но создатели всё же настаивали на том, что фильм – это совсем другая история.

Если рассматривать картину в контексте западных фильмов о пандемии и всего с этим связанного, то сразу бросается в глаза скудность бюджета. Как-то всё местечково по локациям, всё максимально ужато, все эпизоды отсняты с какой-то опаской и не подложной скромностью. Зато перед нами звёздный состав актёров и актрис, которые стали лучшей рекламой фильма. Да и сюжетная линия, впитавшая в себя огромное количество штампов из подобного американского продукта, всё-таки смотрится весьма приятно. И тут под её приятностью мы понимаем саспенс – перед нами тот фильм, который смотришь от начала и до конца в состоянии дикого напряжения. Это напряжение не наигранно, поскольку с большим трудном можно предположить то, как завершится повествование. А завершится (для кого-то из героев) оно может в буквальном смысле в любую минуту, поэтому шок во время просмотра просто гарантирован.

Имеет ли «Эпидемия» отношение к фестивальному кино? Да, мы довольно часто задаёмся вопросом об этом, но в этот раз хочется защитить фильм и тех, кто пригласил его принять участие в 41-м ММКФ. Такое кино не стыдно показать жюри, оно имеет свои приятные аспекты, хоть и является по сути аттракционом. Но ведь конкурс отечественного кинофестиваля – это всегда игра контрастов, в этот раз получилось удивить, и удивить приятно.