В последние годы Московский международный кинофестиваль испытывал значительные трудности, вызванные не зависящими от кино причинами. Началось всё с пандемии коронавируса, а усложнилось политической обстановкой, связанной с уже вошедшим в обиход таким понятием, как отмена российской культуры. Впрочем, отменить можно лишь что-то на бумаге, но из сознания вычеркнуть невозможно, поэтому главный российский киносмотр по традиции попал в весьма интересное, я бы даже сказал, потенциально позитивное в плане перспектив положение.

То, что предстоящий кинофестиваль будет особенным – сомневаться не приходится. Во-первых, на нём будут показаны первые картины, сделанные под впечатлением пандемии коронавируса. Да, первые ласточки были годом ранее в рамках 43-го ММКС, но назвать их полноценным осознанием происходящего довольно сложно, там были лишь мазки, а настоящие картины, пропитанные духом времени, будут на предстоящем смотре. Во-вторых, политическая обстановка поставит отечественный фестиваль в весьма выгодное положение, поскольку стоимость участия (речь, конечно, идёт о престиже) резко повысилась. Чем больше что-то запрещается, тем более желаемым оно становится. Московский международный кинофестиваль не является в этом плане исключением. Более того, что-то подсказывает, что уровень картин, а также география смотра будут расширены до неслыханных ранее горизонтов.

Впрочем, надо понимать, что громких фильмов как европейского, так и американского производства, порадовавших зрителей с момента завершения прошлого ММКФ, ждать всё же не стоит. Тут надо понимать, что кинематографическому миру открыт в первую очередь российский кинофестиваль, обратное в текущей ситуации совершенно не работает. Виной тому боязнь продюсеров отдавать свои картины для показа в России: всё-таки никто не может поспорить с тем, что финансовая составляющая куда важнее, чем попытка идти против течения. Правда, то, что для одних под запретом, для других оказывается возможностью прорваться и продемонстрировать по-настоящему свободную и открытую позицию, что в современном мире, несомненно, будет цениться всё больше и больше.

Ещё до объявления новых дат ММКФ в воздухе витало мнение, что лучше было бы не проводить смотр в текущем году. Причин этому было много, в том числе новые волны коронавируса. Всё было бы понятно – как с экономической точки зрения, так и с общественно-политической. К счастью, этого не произошло. Фестиваль жив только тогда, когда идёт постоянная работа, пропуск года негативно сказался бы на представлении того, что творится в мире кинематографа, а сам ММКФ в глазах его истинных поклонников потерял бы статус стабильности и темп, набранный в последние годы. К сожалению, не обошлось без трагических новостей. В марте этого года не стало программного директора ММКФ – Кирилла Эмильевича Разлогова, который был не просто символом, но живой легендой фестиваля. Его пост занял Пётр Шепотинник, но после уступил своё место Ивану Кудрявцеву, на плечи которого легла тяжёлая задача – не просто провести фестиваль, но и сделать так, чтобы его уровень не только продолжил свой рост, а ускорил этот процесс.

Получится ли у новой отборочной комиссии дать фестивалю второе дыхание – узнаем совсем скоро. В начале августа станет известна программа смотра, а сам Московский международный кинофестиваль распахнёт свои двери для зрителей и журналистов уже 26 августа, когда состоится церемония открытия. Завершится всё 2 сентября, и тогда мы начнём подводить итоги смотра.

Андрей ТРУНОВ