Каждая официальная пресс-конференция Московского Международного кинофестиваля – это животрепещущий момент приоткрывания двери в главный праздник кино, причём не обязательно фестивального. Кирилл Разлогов, Пётр Шепотинник, Андрей Плахов и Григорий Либергал – из года в год на плечах этих людей вся жизнь фестиваля – фильмы, без которых трудно представить такое масштабное событие.

Из года в год проблемы, да и вопросы, остаются одними и теми же. Можно не ходить на пресс-конференции, можно не открывать программу фестиваля, а просто сразу рубить с плеча, как поступают многие аналитики – смотреть в конкурсе нечего, программа слабая, никому это не нужно, кроме отдельных личностей. Мнение тиражируется, но живёт оно опосредованно от реалий, творящихся за дверью кинозала. Из года в год меняется многое: фестиваль не стоит на месте, мы знакомились с форматом 3D, осваивали VR-технологии, в этом году в рамках программы «Первые серии» в фестивальную семью будут приняты сериалы, премьерные серии которых можно будет увидеть на площадках 41-го Международного. И это всё представляет собой конкретные поиски решений, как и окончательный перенос фестиваля на весну.

И что самое примечательное – в этом году зрителя будет удивлять как раз конкурс. Об остальном мы уже или говорили, или подробнее будем говорить в дальнейшем – до фестиваля ещё как минимум две недели, а пока – конкурсная программа.

За долгие годы в конкурсную программу фестиваля попали картины, которые принципиально сложно объединить какой-либо из идей. Тут и тяжёлая, даже одна из самых сложных для просмотра, «Отец ночь» Дависа Симаниса, рассказывающая ещё одну историю о Холокосте, но совершенно особым, а местами страшным взглядом, ставя абсолютно неожиданные вопросы перед зрителем. И в то же время рядом стоит ещё один взгляд, но уже своеобразное эхо –  «Медовый месяц в Згеже» – дебютная работа французской актрисы Элиз Отценбергер.

Также в конкурсе имеются провокации, картины, сыгравшие если не роковую, то весьма значимую роль в жизни режиссёров. И если в иранском фильме «Моя жизнь на втором курсе» для Расула Садрамели всё только начинает кипеть – его новая работа весьма многообещающий проект, которому как раз и нужен ММКФ, чтобы быть услышанным, то для Мостафы Сарвара Фаруки «День субботний» в прямом смысле перевернул всё в жизни. Как и любая картина, связанная с вопросами религии и столкновением идеологий, новая работа привлекла взгляды радикально настроенных, и не только, людей, что заставило Фаруки буквально бежать из страны. Попадание этого фильма в конкурсную программу – это уже не аванс, а серьёзная поддержка не только самого режиссёра, но и искусства в целом.

В то же время в конкурс попадает фильм финского режиссёра Алекси Салпенперя «Пустота». Весьма традиционная, но от этого не потерявшая актуальность история о противостоянии двух близких людей, давно уже прекративших друг друга понимать. Рефлексии на тему поиска своего предназначения в жизни продолжатся в казахстанской картине Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста». Третьей лентой, которая вполне может встать в этот ряд, станет работа Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится». И даже в самом факте наличия в конкурсе последних двух картин можно говорить о том, что миссия ММКФ оправдывает себя. Пусть и не регулярно, но мы уже не говорим о том, что Казахстан не был представлен в программе, не было якутских фильмов – нам приятно вспоминать, что в прошлом году триумф праздновала «Царь-птица», а несколько раньше – в 2015 году – приз за лучшее исполнение мужской роли принимал Еркебулан Даиров из картины «Шлагбаум». И если тогда мы удивлялись, то теперь уже ставим определённую планку, смотрим на фильмы под несколько иным углом.

Не лишилась основная конкурсная программа и традиционных фильмов-загадок. Из азиатского региона представлена картина китайского производства «Жизнь морских обитателей» Чжан Чи, а со стороны турецкой кинематографии это «Капкан» Сейида Чолака. Фильмы объединены одной общей номинальной идеей – пропажи людей, но реализованы сюжетные линии диаметрально противоположно как по характеру повествования, так и стилистическим особенностям.

Европу в этом году будет представлять Италия. Нет, тут дело вовсе не в том, что из европейского пространства всего лишь одна картина, просто в программе отечественного смотра всегда находится место тем картинам, которые обязательно нужны. Такой является фильм – дебютная работа Валерио Мастандреа «Она смеётся». Примечательным же фактом является то, что Мастандреа весьма известный на родине актёр театра и кино, а Московский Международный кинофестиваль в очередной раз может открыть миру звезду, как это было много раз уже в предыдущие годы.

Настоящий алмаз удалось привезти Кириллу Разлогову, программному директору ММКФ, из Японии – ленту «Импровизаторы» САБУ. И снова довольно традиционный фильм о переплетении различных судеб и общем неминуемом финале, безжалостно меняющим судьбы людей. В этот раз с японскими мотивами и неминуемой азиатской толикой жестокости, несколько позабытой, если мы говорим о японском кино последних лет.

Завершить хотелось бы кратким рассказом о ещё двух отечественных лентах: «Воскресенье» Светланы Проскуриной и «Эпидемия» Павла Костомарова. Фильмы примечательны тем, что в них разворачивается заочная дуэль за выбор будущего нашего кинематографа: с одной стороны – картина-трансформер, превращающаяся в сериал, а с другой – своеобразное новое прочтение произведения, которое вполне могло стать современной театральной постановкой.

Так или иначе – удивляться есть чему, вновь перед нами конкурсная программа, насыщенная загадками, столкновениями интересов и собирательными образами текущих реалий и эха прошлого. Скучно не будет точно, надо лишь найти в себе силы открыть дверь кинозала и переступить за порог.

Андрей ТРУНОВ, Марина ТРУНОВА