Что мы знаем о современном кино Узбекистана? Пожалуй, что большинство из нас откровенно ответят – «ничего». И это на самом деле проблема. Благо, что надежды на исправление ситуации есть – в конкурсную программу 40-го Московского Международного кинофестиваля попала лента Рашида Маликова «Стойкость».

Изначально всё воспринималось довольно скептически – история бывшего военного, который узнаёт о том, что его конец совсем близок. До конца жизни ему надо успеть завершить ряд намеченных дел и… и вроде ничего необычного тут нет, простая идея сценария, никаких хитрых подходов, банальное повествование. Но не всё так просто у Маликова, который, кстати, является и автором сценария к фильму.

«Стойкость», а режиссёр, кстати, хотел назвать картину «Плата», что не позволила сделать цензура, рассказывает не рядовую историю, а вновь раскрывает рану народа, полученную ещё во время СССР. Афганистан – горячая точка для многих стран, откуда так просто никого и никогда не отпускали, но страны – это политика, на месте всё делают обычные люди – от рядовых до капитанов. И именно об этом фильм: переплетение судеб и тройная борьба в душе главного героя – против себя, против окружения и против общества. Всё это с ярко выраженным мужским окрасом, являющимся как бы эхом слова стойкость.

Вспомните американское кино – что для них важно, когда смерть уже неминуема? Собрать вещи и пуститься во все тяжкие увеселительные мероприятия. Что важно для менталитета наших народов? Постоянная борьба и решение жизненно важных вопросов, а также мольбы о том, чтобы это всё успеть. «Стойкость» подчёркнуто жёстко ведёт борьбу по всем направлениям, фильм не просто продукт для фестивальной жизни или проката, а некий ритуал, имеющий свои загадки, проблемы, неожиданные повороты и неминуемую развязку. Безумно простой по своему идейному содержанию, но очень глубокий с точки зрения философии и становления, когда главный вопрос в том – что тяжелее: пусть себе пули в висок или терзаться в страшных муках до конца жизни. Стоит ли плата этого?

Мы забыли в последнее время, что самая простая история в кино может тронуть за душу также сильно, как всяческие попытки усилить драматическую составляющую. Но если получается так, без изобретения велосипеда, то, возможно, этим нужно пользоваться. А что самое важное – «Стойкость» оставляет очень много вопросов, связанных с определением верных путей для героев, но существуют ли эти тропинки, которые сделают из тебя победителя, сохранившего всё самое ценное, в первую очередь, себя самого.