При всех своих шероховатостях и проблемам 39-й Московский международный кинофестиваль выполнил основную задачу – подарить людям возможность увидеть кино, которое никто в большинстве своём не сумеет найти ни в кинотеатрах, ни в сети. А если и получится поддасться искушению пиратского контента, то это будет несравнимо с ощущениями, испытанными при просмотрел на большом экране.

Уже в который год приходится говорить, а точнее объяснять коллегам, пишущем о фестивале, то ММКФ идёт своей дорогой. У нас в конкурсной программе нет громких имён, поскольку основной ориентир – экспериментальное и дебютное кино. Да, сравниться с Каннским, Берлинским, Венецианским кинофестивалями нам трудно, благо, что есть такая ниша. И конкурсная программа вовсе не была самым слабым местом, что приятно. Кино для эстетов «Мешок без дна» Рустама Хамдамова собрало такую аудиторию, что в зал не могли попасть очень многие люди, готовые заплатить не просто 500 рублей за билет, а в два или три раза больше. И это марка, не нашумевший блокбастер из Голливуда, показываемый премьерно за несколько дней до проката, а самое настоящее кино отечественного производства. Конечно, в прокате он не окупится, но разве ради финансовых выгод сейчас делают фестивальное кино?

Кадр из фильма «Мешок без дна»

Довольно крепкая картина из Германии «Лучший из миров», рассказывающая о подлинной истории режиссёра Адриана Гойгингера о своей жизни с матерью-наркоманкой. Верена Альтенбергер, исполнившая главную роль, получила за свою работу «Святого Георгия». Не лично, к сожалению. Крепко сделанным оказался и победитель фестиваля «Хохлатый ибис» китайского режиссёра Лян Цяо. Отдельных почестей удостоился Фикрет Рейхан за «Жёлтую жару», получив «Святого Георгия» за режиссуру. Сама же картина продолжила начатую несколько лет назад тему беженцев и поиск ими места в обществе. И это только сливки конкурсной программы, там были и другие не менее интересные работы за редким исключением. Откровенно выбились две другие наши работы «Карп отмороженный» Владимира Котта с откровенно притянутой за уши истории и чисто коммерческий и чрезмерно гламурный по своей стилистике «Купи меня» Вадима Перельмана. Стоит их осуждать? Нет, Московский фестиваль – место контрастов, отборочная комиссия традиционно ставит перед жюри сложную задачу, чтобы последним приходилось сравнивать несравнимое.

И, если конкурс вызывал какие-то вопросы у отдельных представителей прессы и гостей фестиваля, связанных с отсутствием понимания по фамилиям и ожиданиям, то мастерски составленные программы внеконкурсных показов вызвали лишь одну проблему – как успеть посмотреть всё. Всё посмотреть традиционно не получалось, поэтому ориентироваться приходилось буквально на месте.

Наиболее сильной внеконкурсной секцией на фоне остальных в этом году стала «Эйфория окраины» Андрея Плахова. Билеты раскупались в кратчайшие сроки, в залах не было пустых мест. Наибольший интерес вызвал показанный на Берлинском кинофестивале «След зверя» Агнешки Холланд, ученицы Анджея Вайды и «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки, получившего «Золотого Медведя» за лучшую режиссуру. Апогеем стал единственный показ в рамках фестиваля

Фотография со съёмочной площадки «О теле и душе»

Ильдико Эньеди – в зал буквально пытались прорваться силой, а билеты были раскуплены на показ за считанные часы. Впрочем, даже тут расстраиваться не стоит, фильм, как мы сообщали уже ранее, выйдет в российский прокат.

 

А вот традиционная программа Петра Шепотинника «8 1/2 фильмов» несколько уступила по зрительскому интересу, хотя и показала не совсем обычный взгляд на ситуацию, происходящую в кинематографе сегодня, совместив в своём списке «Молодого Годара» Мишеля Хазанавичуса и камерную постановку Альберта Серра «Смерть Людовика XIV».
Параллельно с жизнью праздничной, харизматично-выставочной, текла и другая, заключающаяся в осознании трагичности. Последняя работа Михаэля Главоггера «Фильм без названия», завершенная Моникой Вилли в стилистике маэстро документального кино, неприкрытая правда, ставшая для многих откровением, «Последний вальс» о композиторе Олеге Каравайчуке, раскрывающим не сколько музыканта, сколько время, в которое мы живём. Специальный показ картины «Летят журавли» с Алексеем Баталовым в главной роли… Алексея Владимировича не стало за семь дней до старта фестиваля. И всё это часть той истории, в которой мы живём в эти дни, постигая большинство из них довольно поздно, уже пройдя точку невозврата.

Параллельно с жизнью фестивального кино кипел котёл других программ, являющихся пока гостями на московском смотре – это VR-проект, секция которого была построена в ознакомительно-дискуссионном ключе; «Ночи страха» давали понимание того, что фестиваль не всегда три-четыре жанра, бывает ещё и что-то выходящее за рамки. И именно по этим направлениям шла молодёжь, интересующаяся несколько иными вещами, чем вся остальная масса людей, перебегающая из зала в зал.

Единственным минусом текущего года, пожалуй, стало проседание конкурса документального кино. Фаворитом изначально была французская «Опера», печально стало лишь то, что конкуренцию составить ей мог только Сергей Дебижев с «Раскалённым хаосом», но его работа при всей свой проработке в глазах международного жюри больше представляла агитационный плакат, обращённый в сторону молодого поколения. Кино авторское, интересное по своим идеям, только выходящее далеко за рамки того, чтобы стать победителем конкурса. Да и задача, если говорить откровенно, такая вовсе не ставилась. Остальные же фильмы оказались несколько ниже тех планок, что были поставлены на предыдущих фестивалях.

Кадр из фильма «Раскалённый хаос»

Повысилось и качество организации фестиваля, что немаловажно для тех, кто составляет собственное расписание путешествий между залами. Технические проблемы в текущем году практически были сведены на нет, навигация стала проще, поэтому можно было успеть посмотреть практически всё, что хотелось – за редким исключением. Сильно в этом плане помогла и прокатная компания «Русский Репортаж», отдавший фестивалю право премьер семи своих картин, подчеркнув тем самым партнёрские отношения.

При всём своём многообразии фестивалю не хватило, пожалуй, совсем немного – большего количества картин из стран СНГ во внеконкурсных секциях, а в конкурсной программе – Франции, Польши, последняя, например, всегда являлась большим донором картин и выбирать приходилось из 5-10 приличных работ. В своё время точно также писали про резкую нехватку индийского кино, организаторы прислушались, сделав специальную программу, как будет в следующем году – покажет лишь время. В этом – удалось сделать так, чтобы праздник прошёл не буднично, а зритель смог прикоснуться к мировому процессу создания кино.

О нераскрытом потенциале и застывшем времени фестиваля

Андрей ТРУНОВ