Самый грустный текст, над которым приходится работать – это итоги фестиваля, подводящие черту под всем пережитым за дни его проведения. 39-й Московский Международный кинофестиваль уже стал историей и, как это часто бывает в таких случаях, оставил довольно много вопросов, требующих поиска рационального ответов.
Пожалуй, фестиваль перестанет существовать после того, как его кто-то похвалит. На страницах нашего издания мы всегда стараемся писать в позитивном ключе – не оправдывать, а именно отыскивать положительные детали, позволяющие смотру существовать. В то время как практически все коллеги из года в год гнобят ММКФ, используя довольно широкий для этого инструментарий. И в этом году началось всё без раскачки, с фильма открытия «Бахубали. Завершение» С.С. Раджамоули.
Волна критики и ненависти прокатилась в СМИ, блогах, социальных сетях ещё до демонстрации картины в рамках специального показа для прессы. Нетрудно понять почему – лента была в свободном пиратском доступе в интернете, и жажда сэкономить своё время взяла своё. Кроме того, дома можно же и перемотать, если кино тебе не по душе, чтобы быстрее отправиться заниматься своими делами. Так оно и получилось, с трудом удалось отыскать хотя бы несколько положительных комментариев на этот фильм. Парадоксально, что один из них находился на сайте весьма популярного издания с посещаемостью более 100 тысяч человек в день, картину включили в список обязательного просмотра зрителям. При этом автор, видимо, был не в курсе, что посмотреть фильм открытия могли лишь обладатели специальных приглашений на открытие фестиваля… Это кажется мелочью, ошибкой глупой, но не смертельной, только это лишний раз доказывает – работа по освещению фестиваля относительно поверхностная, зачастую связанная с выражением собственного отношения, рефлексии на обиды настоящего или нехватку великого прошлого, оставшегося в СССР.
Вторым фактором стало то, что в прошлом году на предваряющей пресс-конференции от представителей прессы из зала последовал вопрос об отсутствии индийского кино в программе ММКФ. Организаторы также посетовали на это, взяли на заметку, обозначили, что в Москву приедет Рандхир Капур, вошедший в жюри, пусть это несколько скрасит ситуацию. Идею о том, что кино Индии не представлено у нас из-за каких-то мифических санкций немедленно отвергли. И вот, год спустя, индийское кино представлено в специальной программе «Открытие: Кино регионов Индии», да и фильм открытия весьма популярный блокбастер, не фестивальный, конечно, но способный стать рекламной вывеской, некой отсылкой в прошлое, когда на индийском кино мы жили. Завершилось всё печально – зал театра «Россия» после официальной церемонии массово опустел, в Сети полностью разнесли картину, а в печатных СМИ возвращение кино Индии было лишь обозначено номинально, технически. Да и звёзды же к нам не приехали, картин из Каннского кинофестиваля мало, в конкурсной программе нет знакомых фамилий зарубежных? Оно и понятно – проще убивать, чем спасать.
Этот момент стал довольно тревожным – не из-за неконструктивной критики, а по причине разрушение праздника в глазах общественности ещё до его начала. Согласитесь, что никто не пойдёт на вечеринку, если все расскажут о том, как всё будет там ужасно и даже опасно для жизни. Тем не менее фестиваль довольно быстро перевернул эту страницу, чтобы открыть новую. На ней всё было как раз в «рабочем режиме», как сказал президент фестиваля Никита Михалков, критика, критика и ещё раз критика. Причём многие статьи были написаны в таком ключе, что достаточно лишь изменить порядковый номер, чтобы понять – где-то уже такое слышал или читал. И это на самом деле есть проблема, когда искушённая зарубежными фестивалями пресса, даже если там не была – ещё один парадокс, настолько уничижает отечественное, пробующее выживать. В психологии существует такой аспект, что перед тем, как начать ругать, нужно похвалить, иначе критика не дойдёт до субъекта, так оно и здесь. Как бы так не завершилось суицидом от вечного бичевания.
А что сам фестиваль? Конечно, не прошло без проблем и при его организации. Первое, что бросается в глаза – отсутствие собственной площадки. Октябрь довольно уютное место, много залов – это лучше, чем разбросанные точки по городу, но это далеко не обещанный дворец фестивалей. С каждым годом в «Октябре» становится всё больше неуютно, в этом году журналистам пришлось работать вместе со зрителями, стоять в очередях во время технических пауз, ютиться в узких проходах – всё это негативно отражалось на тех, ради кого создавался праздник. Отпихивающие зрителей от себя журналисты, показывающие свои бейджики как символ некой мифической власти – это даже не моветон, просто недостойное поведение. Умножим это всё на ругань, оскорбление организаторов, негативную атмосферу перед показами. Иногда хотелось просто уйти в сторону, чтобы не слышать всего этого. Кино располагает к дискуссиям обоюдно интересного характера, а не монологам о том, как всё плохо и пора закрыть фестиваль. Причина этому как раз узкие коридоры, наполненные желчными потоками тех, кто не получил право на бесплатные билеты на просмотры в залах «Октября», где шли лучшие фильмы, по мнению тех, кто был вынужден насыщаться тем, что дали увидеть прессе.
Вторым немаловажным фактором являются цены на билеты. «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки в самом большом зале «Октября» запомнился 550 рублями за заветный квиток. Позволить такой билет разово может любой, даже студент или пенсионер, но как быть с теми, кто увидеть хочет несколько больше, чем одну картину? Посмотреть было действительно на что, такой богатой программы не было уже давно на фестивале и цены, надо признать, остановили многих. А ведь шесть лет назад Никита Михалков рассказывал о возможном допуске в залы пресс-показов студентов профильных вузов. Теперь, когда этот зал уменьшился почти в три раза по сравнению с тем, что был в театре «Киноактёра», об этой инициативе придётся забыть. Как в своё время было решено отказаться от идеи введения абонементов. Сейчас имеется новая инициатива – снижение ценовой политики на билеты для студентов и пенсионеров, называется стоимость в 150 рублей. Это довольно привлекательно, только породит ещё больше проблем, связанных с перепродажей билетов. Что говорить, если даже среди прессы эту болезнь искоренить до сих пор не удалось. Фестиваль – мероприятие динамичное, задержки приводят к дополнительным проблемам, разрушению расписания, поэтому никакой тщательный контроль по документам при входе в зал невозможен.
Единственное, что всегда представлено на высшем уровне – это качество программ фестиваля. Стараниями Кирилла Эмильевича Разлогова, Андрея Степановича Плахова, Петра Георгиевича Шепотинника, Григория Александровича Либергала и их помощников, всего порядка двадцати человек, фестиваль держится на плаву благодаря их работе, едва ли не граничащей с альтруизмом. Вместо благодарности им зачастую приходится слышать нескончаемый поток критики, что в понимающем, читать – знающем, обществе просто недопустимо. И можно быть полностью уверенным в том, что борьба за каждый фильм велась нешуточная – иначе в мире фестивального кино не бывает. Впрочем, о фильмах мы поговорим в следующем нашем материале, пока же хочется понять, что нас ждёт дальше, через год.
40-й Московский Международный кинофестиваль в некотором роде будет юбилейным и, пожалуй, самым трудном за всё это время. В параллель ему будет идти чемпионат мира по футболу в России, что определённым образом усложнит жизнь ММКФ. Помимо создания программ, перекликающихся с этим событием, придётся выдержать и очередные финансовые трудности, справиться с усилением безопасности на объектах. И самое опасное тут – это решение города, насколько второстепенным будет наличие праздника кино при наличии чемпионата мира. Это печально, но пока дела обстоят именно так. Довольно трудно предположить, что юбилейную дату получится отметить достойно, а слова Никиты Михалкова о правиле «не отмечать 40-летие», лишь подтверждают довольно грустные догадки.
Фестиваль действительно нужен городу, гостям столицы, но даже самый вкусный торт, коим являются программы и фильмы смотра, никто не будет есть, если он облеплен мухами.
Андрей ТРУНОВ, Марина ТРУНОВА