Московский международный кинофестиваль всегда шёл своим особым путём, добиваясь побед, терпя поражения, но одно оставалось всегда незыблемым – смотр продолжал из года в год удивлять как простых любителей кино, так и критиков. Впрочем, сейчас куда важнее обратить внимание на поклонников кино, черпающих в залах кинофестиваля поводы для вдохновения в столь непростой пандемической ситуации.
Снова весна
Чемпионат мира по футболу, состоявшийся в России в 2018 году, вынудил организаторов кинофестиваля изменить традиционный срок проведения смотра, убрав его из летнего сегмента. Весенний формат пришёлся по вкусу президенту кинофестиваля Никите Михалкову, поэтому было принято решение ничего не менять. Позже на даты смотра повлиял уже коронавирус, из-за чего в 2020 году фестиваль переехал на осень из-за невозможности проведения фестиваля в апреле, связанного с коронавирусными ограничениями. И вот, спустя всего полгода, ММКФ распахнёт свои двери снова, открытие смотра намечено на 22 апреля 2021 года.
Возвращение сериалов
Новая программа 41-го ММКФ «Первая серия», демонстрирующая первые серии абсолютно новых сериалов, ставшая рефлексией на популярность этого жанра в мире кино, не смогла получить продолжение в 2020 году из-за сложностей как в выборе материала, так и исключительной бюрократической волокиты. В рамках 43-го смотра эта программа вновь вернётся, получив довольно креативное название «Первая серия. Дубль второй». Зрители смогут увидеть первые серии сериала Стаса Иванова «Немцы» (одноименному роману Александра Терехова), а также «Косу» Игоря Волошина. Также можно будет познакомиться с работой Анны Закриссон «Снежные ангелы» (Дания) и увидеть «Последние дни Гилды» (Бразилия) режиссёра Густаво Пицца. Впрочем, можно с уверенностью сказать, что программа не ограничится четырьмя проектами, что, конечно, порадует всех почитателей подобного жанра кинематографа.
Культурное наследие
Специальная программа Андрея Плахова «Эйфория» в этом году пропитана самой больной темой последнего года – пандемией коронавируса. Получившая название «Эйфория изоляции», подборка картин даст зрителям не только понимание того, что терзает их в связи с различными ограничениями, но и позволит возможность изучить сам феномен ограниченного пространства через призму фильмов зарубежного производства. То, с чем столкнулись мы сейчас, имеет свои корни в различных сферах человеческого социума, а это значит лишь то, что смотреть стоит всю программу целиком, разочарований точно не будет.
Магия итальянского прошлого
В золотой век итальянского кино, на фоне громких имён режиссёров Антониони, Висконти, Феллини, Бертолуччи и Пазолини мы незаслуженно забываем про тех, кто волею судьбы оказался в их тени, но ни в коем случае не по уровню своих работ. Просто так сложилась судьба. Исправить это призвана программа, посвящённая итальянскому кинематографу «Итальянское кино. Возвращение классики». Эрманно Ольми, Дино Ризи, братья Тавиани, Лина Вертмюллер и Лилиана Кавани – для многих их картины станут открытием, а это несомненный плюс для тех, кто является поклонником не только романтики того времени, но и золотого века итальянского кино в целом.
Необычное кино в Основном конкурсе
Конкурсная программа Основного конкурса всегда вызывала много споров – кто-то называл её откровенно слабой, сдающей позиции из года в год. Другие её банально игнорировали, предпочитая сильную внеконкурсную. Конкурсная программа текущего года представляет собой настоящий взрыв – она не похожа ни на одну из предыдущих, причём осознанно является сложнейшим организмом, больше напоминающим выбор Стаса Тыркина (речь по программе «Фильмы, которых здесь не было»). От откровенного нетенденциозного кино с трэшовыми отсылками – немецкие «Кровопийцы» и кубинского сюра «Голубое сердце» до – до классических и привычных иранского «Сына» и японских «Женщин».
Всё это разделит поклонников кино на два ещё более противоборствующих лагеря, где кулуарные споры достигнут пика. Подобного контраста не было очень давно, что само по себе является интереснейшим экспериментом.
Контрасты
Любые фильмы, как и эмоции, хороши в сравнении. Нерв текущего 43-го Московского международного кинофестиваля не является надрывом, это хорошее ощущение саспенса, где всё ещё вполне может быть. Вкусы всех поклонников кино будут удовлетворены в полном объёме – от традиционного художественного кино, до лучшего документального и короткометражного. Пока фанаты блокбастеров вынуждены ждать бесконечных переносов картин под «лучшую кассу», фестивальное получило возможность сделать рывок и заявить о себе во всеуслышание. Обилие контрастов в рамках текущего ММКФ внушает огромный оптимизм, что фестивальное кино находится на грани очередной революции, отправной точкой к которой стала пандемия коронавируса. И это, пожалуй то, что всё-таки больше нужно, чем нет – новые горизонты никогда не откроются, если постоянно смотреть из окна на заходящее в лес солнце.