Новая работа Бориса Хлебникова «Снегирь» уже завтра, 20 апреля, откроет 45-й Московский международный кинофестиваль. Сегодня же картину впервые увидели представители прессы, среди которых оказались журналисты издания «Фестивальное кино».

В основу «Снегиря» легла бессмертная повесть Георгия Владимова «Три минуты молчания», рассказывающая об взаимоотношениях экипажа рыболовного судна. Мы принципиально не будем проводить никаких параллелей между книгой и творением Бориса Хлебникова, чтобы не лишать зрителей того самого чувства приятного удивления, которого в последнее время заметно не хватает.

Стоит начать с того, что Борис Хлебников – давний друг Московского международного кинофестиваля. В 2003 году его картина «Коктебель» получила специальный приз жюри и, что самое интересное, фильм также был пропитан темой моря, с которой не ассоциировать Хлебникова после просмотра «Снегиря» будет просто невозможно.

«Снегирь» довольно не типичный фильм для нашего кинематографа – он на самом деле смотрится очень дорого и самобытно. Снятый в стилистике кинематографий Норвегии и Дании, он имеет русские душу и сердце. Ключевой темой киноповествование стало взаимоотношение людей, оказавшихся в очередном рейсе. Разбавленный двумя молодыми студентами мореходки коллектив, смотрится не только естественно, но и представляет собой сбалансированный организм со всеми вытекающими проблемами, возникающими между мужчинами в современной России. Картина наглядно иллюстрирует всё – от типичного русского авось до готовности рисковать собственной жизнью в тех ситуациях, которые было бы практически не объяснить иностранному зрителю.

Хлебников в «Снегире» принципиально отказывается от сгущения красок, он не делает из картины непаханого поля для рыданий и бесконечных страданий, а делает зрителя безмолвным созерцателем происходящего на экране с присущей этому безысходностью. Фильм вполне мог стать чем-то медитативным и даже философской притчей, если бы не весьма динамичный сюжет, стремительно развивающийся и не дающий зрителю оценивать то обилие событий, происходящее на экране. До самых титров очень трудно серьёзно принять решение о той позиции, которую придётся занять по отношению к героям картины. Они на самом деле получились у Хлебникова очень многогранными и сложными, сложить к ним какое-то личностное отношение практически невозможно. Пожалуй, лишь персонаж Александра Робака, не вызывает практически никаких вопросов, но и он на поверку оказывается не таким простым, как кажется во время просмотра фильма.

Картина определённо удалась – тут хватает и элементов триллера, на высоком уровне драматическая составляющая, безумного радует глаз картинка, выстроенная в том числе с использованием высоких технологий. В России продолжают удивлять всё больше и больше тем, что создают картины, которые западают в душу. «Снегирь» до боли честный и откровенный фильм, понятный абсолютно каждому. И это стало возможным лишь благодаря блестящему умею Хлебникова оживлять в персонажах те нотки, которые есть в душе у российского зрителя. Не узнать себя в ком-то из персонажей практически невозможно, как невозможно отказать себе в праве обдумать содеянное намного позднее того момента, когда пройдена точка невозврата.