Вы когда-нибудь были в Японии? Таким вопросом приходится задаваться довольно часто, когда речь заходит об одном герое Московского Международного кинофестиваля, внёсшего неоценимый вклад в историю отечественных смотров.

22 апреля 1912 года родился легендарный японский сценарист и режиссёр Канэто Синдо. Эпитет «легендарный» хочется использовать вовсе не по причине того, что это некая современная тенденция – оценивать всех даже за минимальные заслуги, тут всё гораздо глубже и откровеннее – ровно насколько, насколько это можно говорить о фильмах, снятых Синдо.

Рассказывать увлекательную биографию Синдо тоже не хочется, большинство прекрасно знают насколько сильно била его жизнь, давая в равной степени как чувствовать взлёты, так и сильно ударяться о землю. Мы же поговорим сейчас о пяти незабываемых встречах режиссёра с Московским Международным фестивалем.

Встреча первая (1961)

В 1950 году известный кинорежиссёр Кодзабуро Ёсимура и Канэто Синдо решатся на один из самых смелых и сложных в своих карьерах шагов – создание компании «Kindai Eiga Kyokai» («Общество современного кино»). Всё это делались вовсе не ради того, чтобы иметь что-то своё – свой свечной заводик – речь тогда шла о конкретном давлении на их творчество. Создание же компании было скорее защитной мерой, чем что-либо ещё. Впереди у Синдо был первый поставленный фильм в качестве режиссёра, и первая поездка за границу, и весьма успешное сотрудничество с Ёсимурой.

Тем не менее 1960 год мог стать невозвратным. «Kindai Eiga Kyokai» была близка к банкротству и спасти её могло лишь чудо, которое произошло. Последние деньги компании были потрачены на создание картины «Голый остров». Синдо сам написал сценарий и срежиссировал картину. Окончательной работой автор не гордился, но весьма сильно оценивал то, что удалось ему передать. Оставалось ждать. И ожидание дало плоды – картину пригласили на II Московский Международный кинофестиваль, состоявшийся в 1961 году. Японский фильм получил Большой приз совместно с лентой Григория Чухрая «Чистое небо». Уже позже Синдо продал права на показ своей картины в 61 страну, а сама поездка в Москву для режиссёра стала первым заграничным выездом. Компанию «Kindai Eiga Kyokai» спас именно Московский Кинофестиваль, подарив путёвку в жизнь господину Канэто.

Встреча вторая (1971)

Если первая встреча оказалась настоящей сказкой, то ко второму свиданию режиссёр подходил уже не как загадочный деятель киноискусства, а уже состоявшейся личностью. 1971 год и замечательный фильм «Сегодня жить, умереть завтра» – новый гость Москвы. И вновь в основе картины реальная история Норио Нагаямы, отражённая в его книге. И это уже совершенно новый Синдо, временно отказавшийся от политических тем и военных преступлений, связанных с бомбардировкой Хиросимы.

Внимание Синдо на этот раз сосредоточено на человеке, не на убийствах Нагаямы, а на тех вещах, что сломали его в детстве, – жестокость в воспитании и бедности.

Откровенная лента просто не могла остаться незамеченной, в Японию уехал Золотой приз московского смотра.

Встреча третья (1977)

Почувствовав силу в фильмах, в которых рассказываются реальные истории людей, Канэто отправляет в Москву свою очередную работу. «Одинокое путешествие Тикудзана» – вновь весьма серьёзная заявка, но на этот раз обходится без приза. История слепого музыканта, играющего на сямисэне, трогает зрителя, но остаётся без призов.

Встреча четвёртая (1995)

Уже нет Советского Союза, а уровень Московского Международного кинофестиваля резко падает, тем не менее встреча японского режиссёра и Москвы всё же состоялась в 1995. «Послеобеденное завещание» – фильм, который Кирилл Эмильевич Разлогов бы сейчас с удовольствием включил в свою программу «Русский след». В основу картины легло не просто обращение автора к самой страшной болезни на свете – старости, на этот раз фильм стал для его автора клеткой, клеткой наполненной болью и страданиями. Нобуко Отова – известная японская актриса, жена Синдо, – прощалась этим фильмом не только с кино… В декабре 1994 года Отова умерла от рака печени. Поехать в Москву ей уже было не суждено.

«Послеобеденное завещание» получило Приз Гильдии киноведов и кинокритиков.

Встреча пятая (1999)

После смерти жены творчество Синдо претерпело весомые изменения, и это уже отчётливо чувствовалось на новой встрече в Москве. Душевное одиночество режиссёра полностью отражено в картине, представленной в конкурсной программе 1999 года. Роль, которую должна была исполнять Нобуко Отова досталась Синобу Отакэ, сыгравшей в чёрной комедии о проблемах взросления «Жажда жизни». Вспоминая то время сын Синдо вспоминал, что отец отказался от всех своих хобби и увлечений: маджонга, сёги и бейсбола – полностью отдавшись кинематографу.

«Жажда жизни» получила приз за лучший фильм — Золотой «Святой Георгий», а также Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).

Встреча шестая (2003)

В 2003 году мастер вернулся к своим истокам, сняв фильм «Сова», где вновь затронул темы Второй мировой войны и политических жерновов Японии. И в очередной раз фильм рассказал зрителю реальную историю, без излишней драматизации со стороны Синдо. Синобу Отакэ получила приз за лучшее исполнение женской роли. Сам же режиссёр был награждён специальным призом за свой вклад в мировой кинематограф.

В это же время стало понятно, что Канэто придётся в дальнейшем работать уже на инвалидном кресле, дал о себе знать почтенный возраст и травмы, полученные в годы Второй мировой войны.

Встреча седьмая, последняя (2011)

С точки зрения драматургии хочется вставить оборот про рождение и смерть, он подходил бы лучше всего к шестой встрече. Но в этом есть какая-то несправедливость, нарочитость и даже скрытое оскорбление. В 2010 году Синдо снял фильм «Открытка». Работать режиссёру приходилось уже в инвалидном кресле, а после завершения работы над ним Канэто сообщил, что это его последняя работа в кино – причиной стало ухудшающееся состояние здоровья.

«Открытка» не получила призов Московского Международного кинофестиваля в 2011 году, но стала настоящим откровением, подарком из Японии для зрителей, когда с большого экрана Синдо посредством видеоролика просил прощения, что не смог быть на премьерном показе из-за проблем со здоровьем.

Он всё же успел отметить своё 100-летие, легендарного режиссёра не стало 29 мая 2012 года. А Московский Международный кинофестиваль смог пронести с собой целую эпоху японского кинематографа, показав не только кино, но и судьбу человека. Вы когда-нибудь были в Японии?