Подошёл к концу 38-й Московский Международный кинофестиваль, триумфатором которого стала работа Резы Миркарими «Дочь». Первый безоговорочный фаворит последних лет, получивший главную награду – «Золотого Георгия». И именно это событие стало отправной точной в новой истории главного киносмотра страны.
38-й по счёту кинофестиваль на самом деле стал переломным, причём, сразу в нескольких направлениях. Мы уже давно говорили о том, что отечественный смотр высшей категории находится в поиске. Пробовали открывать новые имена в программе «Перспективы», но, когда вектор перспективного кино стал откровенно смещаться к основной программе от рудимента было решено избавиться, направив всё экспериментальное или дебютное кино в главное русло, без какого-либо искусственного дробления. Дальше состоялось праздничное возобновление конкурсной программы документального кино, собирающей весьма сильных по мировым меркам соискателей главного приза, но при этом в основной конкурсной программе едва ли что-то менялось. Изменения определённо происходили, только трудно было сразу понять конкретику в этих потоках. Яркие очертания появились уже в прошлом голу, когда был запущен весьма интересный и перспективный механизм – победителем стали «Лузеры» Ивайло Христова. Позже было принято решение о наследовании поста председателя жюри. С этого года им будет становится режиссёр картины, получившей главный приз фестиваля. И победа Христова не была случайной – он наиболее чётко и точно из всех участников сумел раскрыть проблему социального характера – важности семейных ценностей. И уже после этого стало понятно, что новые фильмы смотра будут оцениваться именно с этой позиции – поиска ценностей, способных остановить процесс деградации в кино.
Так всё, в принципе, и произошло. Именно по этой причине «Дочь» и стала главным фаворитом, обойдя сильные картины, заслужившие своё право быть увиденными. Сам Миркарими в своих многочисленных интервью отмечал насколько важно для него было показать что-то личное, духовное, имеющее перспективу для влияния на современное общество. Несмотря на то, что московская аудитория довольно разношёрстна, она также отдала свои симпатии иранскому фильму. Да, победителем стала чёрная комедия хорватско-сербского производства «Дневник машиниста», но «Дочь» получила тоже весьма приличный балл, а триумф ленты Милоша Радовича напрямую связан с тем, что зритель чаще всего голосует за что-то весёлое, нежели философское и глубокое.
Интересное в победе фильма Резы Миркарими заключается в том, что картина сделана довольно универсальным способом. Лента получила довольно яркий национальный колорит, затронула вопрос религии, но сделала это настолько тонко и трудноуловима, что вполне могла была быть показана любой аудитории. Главная мысль – уметь не только слушать, но и слышать – тесно переплетается с вопросом отцов и детей, не открывая в нём, казалось бы, ничего нового. При этом новое есть – потрясающая адаптация, взгляд современного зрителя на проблемы современности. Ранее в конкурсной программе не было столь прогрессивного взгляда на проблемы (тут нужно сделать сноску, что картина иранская). И всё это подчёркивает направление, взятое Московским Международным кинофестивалем – переоценка ценностей.
Вполне логично всё сказанное выше оспорить – два года далеко не показатель, даже не тенденция, если не одно но – жюри в 2017 возглавит Реза Миркарими, который, а в этом можно не сомневаться, продолжит дело Ивайло Христова, защищая картину, лучше всех продемонстрирующей свою конкурентоспособность в защите семейных ценностей.
Что касается другого довольно интересного наблюдения, то это, конечно, желание отечественного зрителя смотреть фильмы иранского производства. Неправильно было бы вписывать в канву последних лет «Такси» Джафар Панахи, собравшей зрителей благодаря сарафанному радио и некой провокацией, а вот остальные картины, включая документальные, вызывают у аудитории неподдельный интерес. То, что ещё несколько лет считалось экзотикой, сейчас является вожделенным. Зрители ищут в программах фильмы производства Ирана, Индии, Японии, Израиля делая это осознанно, без сторонней рекламы и советов. Весьма доказательным является тот факт, что «Мухаммад – Посланник Всевышнего» Маджида Маджиди вызвал целую бурю негодования – все билеты были распроданы, попасть в зал по аккредитациям прессы высшей категории было невозможно, люди в самом зале сидели на полу. Всё ради фильма, о котором слышали, скажем прямо, немногие. Разочарованных после просмотра не было, даже среди тех, кто привык критиковать, не пытаясь отыскивать в фильмах что-то духовное и важное.
С огромным успехом на фестивале прошла программа «Открытие: кино бурлящего арабского востока», появившаяся после весьма восторженных отзывов после демонстрации «Феномена курдского кино». И это вновь не желание людей прикоснуться к чему-то далёкому, речь идёт о требовании организма. Говоря простым языком, если организм требует рыбы, то её не хватает человеку, если есть необходимость в шоколаде – захочется употребить его. Такая же история с фильмами. Зритель, выбирающий фильмы по принципу «Италия и Франция всегда делали лучшие картины», никуда не исчез, но количество тех, кто устраивает протест и просит фильмы из обозначенных выше стран – растёт.
Организаторам ММКФ надо отследить эту тенденцию и обязательно продолжить начатое в 2017 году. Кинофестиваль наконец-то нащупал свой путь, расчистил первые метры дороги. Дальше предстоит серьёзная борьба, заключающаяся в дальнейшем наращивании престижа основной конкурсной программы и расширении внеконкурсной. Зритель распробовал фестиваль на вкус, его ни в коем случае нельзя подвести и обмануть снова, как это было уже несколько раз в прошлом. Московский Международный кинофестиваль настроен на возвращение былых позиций.
Смотрите наш фоторепортаж с красной дорожки с закрытия 38-го Московского Международного кинофестиваля!
Список всех победителей 38-го Московского Международного кинофестиваля.