Конкурсная программа 41-го Московского Международного кинофестиваля получилась весьма разнородной в текущем году. Организаторам впервые удалось составить программу так, что за долгое время практически невозможно объединить больше двух фильмов какой-то общей идеей, а это значит, что жюри предстоит сложнейшая задача – сравнить то, что сравнить принципиально сложно.

Сейид Чолак – режиссёр фильма «Капкан» – долгое время считался одним из самых перспективных турецких режиссёров, но с созданием новых хитов после «Простуды» как-то затянулось, поэтому его новая работа ожидалась одновременно с волнением и интригой. Интрига вытекала как раз из синопсиса фильма, отдающего некой толикой мистической подоплёки, которой на деле в картине не оказалось. Посыл, как казалось, был простым – после пропажи одного из рыбаков, на острове появляется волк.  Но суть тут далеко не в том, что нас ждёт примитивное противостояние человека и животного, «Капкан» – это кино о точках невозврата, о глубинных проблемах внутри духовного мира человека, раскрываемого с помощью картин природы.

Вообще, лучшие фильмы подобного толка лучше всего получаются у стран скандинавского мира. Там очень важен следующий момент – вода, а точнее – водные акватории – неотъемлемая часть повествования. С помощью этого «персонажа» раскрываются внутренние миры главных героев, мы знакомимся с ними через призму именно необъятной серой, почти тёмной воды, несущей олицетворение холода и безграничного одиночества. У Сейида Чолака это не получилось сделать ярко, фильм бесспорно интересен, но он читаем. Возможно, что не хватает более скрупулёзной операторской работы, всё-таки общие планы больше напоминают что-то рекламное и туристическое, зритель погружается в фильм благодаря работе композиторов, а вот картинка всё же местами отталкивает. Не хватает ощущения глубины и в раскрытии характеров главных героев, что несколько обескровило фильм. К сожалению, в этом году турецкий фильм в программе не самый сильный, к чему нас приучили предыдущие годы, но, тем не менее, он не выбивается из общей картины последних ММКФ.

«Капкан» определённо фильм для одного просмотра, он не запомнится на долго, но перспективность работы у Сейида Чолака есть, но уже не с теми авансами, какие у него были. Высшее достижение у «Капкана» уже есть – это участие в основной конкурсной программе, а вот про большее говорить всё же рано. Несмотря на то, что у нас в 2019 году перекрёстный год с Турцией.