Горан Радованович – давний друг Московского международного кинофестиваля. Первое знакомство с ним состоялось в далёком 1987 году, когда в СССР была представлена картина «Октоберфест», в которой Радованович выступил в качестве соавтора сценария. Вторая встреча произошла совсем недавно – в 2015 году, зрители познакомились с весьма сильной и глубокой картиной «Анклав». В 2024 году в основную конкурсную программу была отобрала ещё одна интереснейшая работа Радовановича – «Лесной царь».
Своё название «Лесной царь» картина получила благодаря одноимённой балладе Гёте, которую цитируют дети во время школьной постановки накануне бомбёжек Югославии. Строки из баллады настраивают зрителя на неминуемую развязку картины, но Радованович, задавая минорный лад в самом начале, показывает другую жизнь – ещё более страшную.
Происходящие во время бомбёжек НАТО события в Югославии глазами маленького мальчика – основная идея «Лесного царя». Глубокие психологические травмы, внутреннее одиночество и страх – неотъемлемые атрибуты, бьющие по юному герою картины. Его мать, церковный настоятель и врачи не в силах понять природу происходящего с ребёнком, потому что смотрят на мир совсем иначе, на несколько ступеней выше – им мешает и собственный опыт, и неприятие того факта, что маленький мальчик может проявить малодушие.
Радованович не обращается к политическому контексту, не ищет виноватых – это кино, не требующее дополнительных пояснений. Для сербов всё предельно понятно, потому что беда того времени коснулась абсолютно каждого. Абсолютно не важно – в каком городе и стране происходят события, главное, что эпицентром всего сущего становятся жизни детей, олицетворением и собирательным образом которых становится главный герой – мальчик Сава.
Картина не получилась страшной, в ней нет крови и безудержной боли, что часто можно встретить в подобных фильмах. Основой «Лесного царя» – стали даже не диалоги, а взаимоотношение между людьми – умение одним прикосновением сказать больше, чем это было бы вложено в сколь угодно длинный монолог; умение выразить всё на лице, одним взглядом объяснить всё, что происходит в душе, в чертогах, куда доступ закрыт абсолютно всем.
«Лесной царь» – это уже вторая картина 46-го ММКФ, посвящённая исторической памяти. И, что нисколько не удивляет, снова поднимается тема, связанная с войной и попыткой сохранения собственной идентичности.
Где и когда смотреть
«КАРО 11 Октябрь, зал 1»
22 апреля, 12:30
«Москино Космос, зал 1»