На Московском Международном кинофестивале всегда были фильмы, раскрывающие тонкие грани человеческой души, но являющиеся при этом зеркалом событий, происходящих в мире в конкретную минуту. И, пожалуй, самым ярким представителем этой категории стала драма Фатиха Акина «На пределе», выходящей в российский прокат самой последней из иностранных картин, что были показаны на 39-м Московском Международном кинофестивале, – 22 февраля.

Представлять фильм можно с двух позиций: нахваливать Дайан Крюгер – обладательницу Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля за блестящую роль в «На пределе», говорить о «Золотом глобусе», полученном Акином в категории Лучший фильм на иностранном языке, либо проследить место, которое заняла лента в программе прошедшего фестиваля в Москве. Последнее, пожалуй, – самое интересное, поскольку остальное больше является рекламой для зрителя, лёгкой и доступной информацией.

Когда в 2008 году на Московском Международном кинофестивале показали ленту Дрор Захави «Для моего отца», то едва ли кто-то предполагал о том, что Европа окунётся в тот террористический хаос, отголосками и болью которого пропитаны наши дни. В том фильме, получившим приз зрительских симпатий, довольно много было отдано романтической составляющей портрета террориста, решившего себя подорвать на многолюдном рынке. Картина пыталась перекинуть мостик между несовместимыми вещами – деяниями террористов и их душой. В то время допустить существование души у террористов было можно, сейчас – фильм был бы с трудом понятен, но рассказывал он ровным счётом о том же, о чём говорил Акин. Только немного с другой стороны.

Для немца турецкого происхождения довольно важно было показать те проблемы, с которыми столкнулись его соотечественники, давно ассимилирующиеся в немецком обществе, но столкнувшиеся с проблемами понимания сейчас. Турецкого, если говорить об институте, в фильме довольно мало. Это лишь одна ниточка, но довольно прочная и крепкая, способная держать на себе внимание зрителя. Второй нитью стал персонаж Дайан Крюгер (Катя) – женщины, вписавшейся в фильм на столько, что при её встрече в реальной жизни невольно пробежала бы по телу дрожь.

Потеряв в один день своего любимого мужа и ребёнка, Катя не сломалась, она решила цивилизованным методом – через суд (как это по-европейски педантично) прижать тех тварей, отважившихся на такой поступок. Она сделала всё, что зависело от неё, но при всех неопровержимых доказательствах не сумела этого воплотить в жизнь, встав на путь мести. И в этом Акин нашёл золотую середину – дав раскрыться как актрисе, так и сюжетной линии, впитавшей в себя всю боль европейского народа. Режиссёр максимально искренен со зрителем, он не бравирует, не пускается в излишний драматизм. Он открыто рисует полотна, наполненные откровенностью и сочувствием того, что происходит – находя в конечном счёте виновников того, что невозможно было предотвратить.

«На пределе» – та самая картина, которая закрывает тему беженцев, отодвигает на второй план, давая снова понять – чумой нашего века был, есть и будет являться вопрос безопасности глобальной, связанной с угрозой террористических атак.