Каждый Московский международный кинофестиваль выделяется своим разнообразием в основной конкурсной программе. На 46-м ММКФ за это разнообразие отвечает картина из Бангладеш «Нирвана» Асифа Ислама.
Уже по синопсису фильма понятно, что перед зрителем будет сложная и необычная картина, заставляющая не просто смотреть, а видеть и слышать происходящее на экране. В картине нет слов, нет человеческой речи (за исключением слишком громкого начальника, пробившегося сквозь задумку режиссёра) – ключевое место в ней занимает музыка Бена Робертса и великолепные звуки окружающего героев мира. Каждая новая сцена – это застывший чёрно-белый кадр, на котором рисует воображение, превращая немое кино в нечто личное и особенное для каждого зрителя.
В «Нирване» перед зрителями проносятся сцены, в которых априори не может быть человеческой речи. Мы не представляем тишины на работе, не принимает подсознательно сцены насилия без страшных воплей, мы содрогаемся от кричащей женщины, хоть крик её немой. Сознание подсказывает нам, делает нас заложниками момента. Асиф Ислам играет на эмоциях зрителя словно на струнах арфы, внутри зрителя начинается своеобразный бунт – бурление, не имеющее право на выход. Точно в таком же мире живут и герои «Нирваны», радуясь простым моментам, которые многие из нас перестали ценить. Мы видим игру детей на экране, представляет, как они говорят и веселятся, но слышим при этом лишь звук стучащих камушков и музыку. Это великолепное эстетическое удовольствие и радость за проведённые за просмотром мгновения.
«Нирвана» – прекрасная форма подачи, а также очень важные отсылки к тому, с чего начиналось кино. Тогда голоса точно бы испортили форму, не разнообразив при этом содержание. Асиф Ислам вернул зрителя к истокам, попытавшись научить не только смотреть, но и видеть.