Конкурсная картина «Выжить в Мо…» – прекрасный образец того, как можно внести яркие ноты трагикомедии в конкурсную программу 46-го Московского международного кинофестиваля.
Комедийный фильм, как кажется многим, изначально обречён на провал в конкурсных программах кинофестивалей (если они не специализируются на жанре комедии), но гарантирует себе признание со стороны зрителей. К такой категории вполне можно отвести и картину Григоре Бекета «Выжить в мо…», герой которой покидает Молдову ради того, чтобы добиться успехов в Москве. Но в этом всём есть ряд исключений, не позволяющих вынести определённый вердикт фильму.
С одной стороны, «Выжить в Мо…» на самом деле смотрится смешно – регулярные обмороки главного героя при виде трупов, необычные и местами весьма комичные эпизоды настраивают на позитивный и добрый лад… с другой, реалистичность происходящего – трупы людей, горе родственников, атмосфера безысходности. Да, Григоре Бекет всё это разбавляет обыденностью, течением времени. При просмотре понимаешь, что всё происходящее на экране – часть жизни, но личный опыт мешает воспринимать все эти сцены однозначно. В какой-то момент становится даже грустно – не за счёт драматургии и внутреннего перерождения зрителя по время просмотра, а давящей атмосферой, пониманием происходящего на большом экране.
«Выжить в Мо…» прекрасно чувствовал бы себя в качестве сериала – с великолепной любовной линией, криминальным подтекстом и очаровательным главным героем – всё это точно принесло успех, но вот в качестве конкурсной картины 46-го ММКФ – имеются вопросы. Попытка собрать феноменальный ряд идей в один большой фильм не до конца удалась, не хватило глубины для осознания и понимания жанровости проекта, Григоре Бекет сделал слишком широкие мазки, чтобы зритель мог выйти из зала с какими-то определёнными мыслями и мнением об увиденном. «Выжить в Мо…» – это точно на один раз и, к сожалению, послевкусие длится совсем недолго, но, может быть, оно и к лучшему.