Фильмы, посвящённые проблемам третьего возраста, на Московском международном кинофестивале всегда находились на особом положении. Кому как не истинным поклонникам смотра как среди зрителей, так и среди журналистов и критиков не задумываться о тех серьёзных вещах, которые будет абсолютно непонятны студентам.
В 2022 году в Основной конкурс попала картина Ларисы Садиловой «Огород», сценарий которой был написан в соавторстве с мужем Рустамом Ахадовым. И именно это дало большой толчок к пониманию и осознанию тех наработок, того копания внутри отношений людей, вылившегося в замечательное кино.
Картина разительно отличается от подобных российских фильмов, принимавших участие в конкурсных и внеконкурсных программ прошлых лет. В «Огороде» нет чрезмерной драмы, сюжет умышленно ставит перед зрителем не вопросы, а диалоги главных героев, передавая их чувства и чаяния лёгкими намёками-мазками, понятными лишь тем, кто уже сумел обзавестись жизненным опытом и пониманием подобной проблематики. Садилова не ставила перед собой задачу создать такую картину, которая пошла конкурировать за сборы, ей было важно рассказать не очередную историю про пенсионеров-авантюристов, а открыто заявить о том, что у некоторых жизнь может не заканчиваться с наступлением преклонного возраста.
Природа не играет ни одну из ключевых ролей в картине, при этом она предаёт ленте безумную энергетику и самобытность. Я не знаю, что будет дальше, но моё поколение (мне 34 года) прошло через волшебное слово «огород» и «закрутки». Валентина Теличкина и Ольга Лапшина, сыгравшие сестёр, как никто другой прекрасно проявил две категории людей, голосующих «за» и «против» огорода, но этот самый огород получается только тогда, когда работу над ним ведут двое. Руины жизни начинают преображаться только в тот момент, когда на небосводе сходятся две яркие звезды – именно такое и получилось у другого дуэта на экране героев Валентины Теличкиной и проницательного и по-интеллигентному тонкого Юрия Кутафина.
«Огород» довольно сложно будет отнести в качестве кандидата на главные награды 44-го ММКФ, но растопить сердца такой фильм должен – это определённо лучшая награда.