Норвежское кино, также как и шведское, попадающее в конкурсную программу Московского международного кинофестиваля – это всегда затрагивание острых социальных проблем не только внутри этих стран, но и, что характерно, оценка ситуации в Европе в целом.

Гуро Бруусгорд – режиссёр фильма «Он» – коснулась едва видимой для российского зрителя проблемы – идентичности мужчины в современном обществе, попытавшись развенчать миф о том, что мужчины не имеют право рефлексии на возникающие у них проблемы. Самое интересное, что раскрывать мужские характеры, а в фильме их три, стала женщина. Впрочем, Бруусгорд удалось заглянуть куда глубже, отразив внутренний мир героев картины, отследив до мельчайших деталей прохождения мальчиком, юношей и мужчиной по пути разрушения личности, связанного с психологическими травмами.

В России принято подразделять людей на два пола – сильный и слабый, традиционное деление не даёт права мужчинам на слабости, что на деле оказывает деструктивное влияние не только на самоидентичность, но и порождает обилие психологических проблем, выливающихся в болезни. «Он» – это фильм именно о таких проблемах в норвежском обществе, о которых, как это водится и у нас в стране, говорить не принято. Мальчик, отчитываемый школьной учительницей, непонятый своей матерью, юноша, униженный социальным работником, полицейской и девушками в кафе, мужчина преклонного возраста, уничижаемый женой – все они проходят через жернова общества, напоминающего машину, которой невозможно противостоять. Бруусгорд специально не делает собирательных образов, как это зачастую бывает, она старается представить на экране выборку, в которой каждый персонаж ярко отличается от другого. Более того, не случайно, что перед зрителями появляется сразу три поколения, каждое из которых оказывается непонятым, разрушенным и неуслышанным.

Фильм «Он» появился в самое нужное время, когда все психологические проблемы удваиваются по своему весу из-за пандемии. Психология была и есть катализатор любого рода развития или деструктивного поведения в социуме, а кинематограф – рупор, обращающий внимание на серьёзные проблемы весьма умным органичным киноязыком. И очень приятно, что именно 43-й Московской Международный кинофестиваль выиграл у других право включить в Основной конкурс норвежскую картину «Он», для нас это небольшая, но пилюля лекарства.