Практически все фильмы из Бангладеш, показанные за последние годы на Московском международном кинофестивале, имеют главную отличительную особенность – они про бедность и все те пороки, которые неотъемлемо связаны с ней. Впрочем, ни разу ещё не было двух похожих между собой картин, что, конечно, очаровывает зрителя, следящего за жизнью фестиваля. В этом году в Основном конкурсе участвует фильм «Там, за мачтой» Мохаммада Нуруззамана.
«Там, за мачтой» – история одинокого немого повара и прибившегося к нему беспризорника, получивших шанс на счастливый билет, который, следуя всем законам жанра, обязательно сгорит в руках. Увы, но это особенность жанрового кино, где альтернативного завершения просто не может быть.
Нуруззаман, пожалуй, главный кандидат на текущий момент, если мы говорим про режиссуру. Фильм, большая часть действия которого происходит на небольшой барже, сделан настолько реалистично красивым, что приходится удивляться старанию режиссёра, выстроившего такую весьма сложную и немного камерную историю. Все герои картины «Там, за мачтой» вышли живыми, яркими и хорошо запоминающимися, каждый из них проживает состояние, перенося на большой экран едва ли не библейскую историю. Фильм понятен с первой до последней минуты, и это не понимание сюжета, а прекрасно выстроенная безысходность с работой машины несправедливости, которая ломает судьбы. Здесь чувствуется влияние классической русской литературы, находит своё отражение разлагающая бедность в низших слоях общества и, наконец, всё-таки очень глухо, ещё не громким, но уже не тихим шёпотом произносится одно слово, способное менять судьбы – надежда.