Проблема Курдистана и Турции, проблема курдов и турков – это давняя боль не только в мире реальном, но и кинематографическим. Каждый новый фестиваль открывает эту непростую страницу с новыми референсами, с новыми эмоциями. В этом году в основную конкурсную программу попал фильм копродукции США и Турции «Время жатвы» Анвара и Эмира Хассанпур.

Сама идея «Времени жатвы» довольно классическая история о том, с какими лишениями приходится сталкиваться курдскому рабочему классу, чтобы решить экзистенциальные задачи. Перед нами вновь бедная семья, вновь яркие характеры, но отличие работы Анвара и Эмира Хассанпур является в провокационной подаче картины.

Главные герои, которые должны представлять курдский народ, – это сын – мелкий воришка, слоняющийся день за днём без дела, игнорируя проблемы родителей. Это глава семейства, который ради собственной наживы готов продать своих товарищей по несчастью после каторжного труда. Это женщина – единственная с незапятнанной репутацией, но не имеющая ничего, кроме обязанностей, подавляющая в себе последний крик души.

Естественно, что со стороны первым впечатлением может быть, что представители курдов, жизнь которых отображается в фильме, стали жертвами обстоятельств, но после детальной переоценки проскакивает мысль, что «Время жатвы» больше о том, насколько чисты в своём существовании главные герои? И ведь именно новое поколение в лице сына говорит нам о том, что перед нами больше провокация, чем собирательный образ, собранный с претензией на отображение чего-то напоминающего реализм. Но это всё, конечно, философия и размышление о политическом. Что касается самого фильма, то он получился весьма крепким и по-своему интересным. Для людей умеющих оценивать форму – «Время жатвы» бесспорно подойдёт для утоления киноголода, тем же, кто голосует за содержание – придётся всё же верить в счастливый конец, которых, кстати, можно насчитать в завершении ленты целых три. В этом, пожалуй, и есть главная магия кино – каждый из противоборствующих стран вполне способен выбрать тот конец, которые станет победным для его мировоззрения.