Социальная драма в основной конкурсной программе Московского международного кинофестиваля – ежегодный обязательный норматив, без которого невозможно себе представить список картин. В рамках 44-го ММКФ страной, рассказывающей об очередной семейной драме, стала Сербия и работа Синиши Цветича «Усекновение».

Что касается названия фильма, то тут подтекст пояснять не стоит, учитывая тот факт, что главного героя картины зовут Йован. Впрочем, параллели с церковью даже смотрятся несколько инородно, если, конечно, в «Усекновение» не закладывалась идея отожествления церкви как некой ширмы, подтверждающей некий несуществующий статус. Доказать это или опровергнуть довольно легко, но истинный смысл фильма всё-таки не в этом.

Сербская картина и проблематика психологического роста молодёжи чем-то напоминает подобные фильмы предыдущих годов как в конкурсных, так и внеконкурсных программ. И, как правило, за подобные работы отвечают две страны – Сербия и Болгария, где режиссёров интересует эта проблематика. У кого получается лучше – вопрос спорный, но то, чем удивляет «Усекновение» – необычная и нечитаемая концовка с претензией на серьёзные философские мысли. Что именно произойдёт – говорить не хочется, поскольку это испортит впечатление от увиденного, но подобное чем-то напоминает ядерный взрыв в концовке «Бриллиантовой руки». Но если там он был нужен для обхода цензуры, то в сербской ленте необычная концовка носит не более чем wow-эффект, способный запомниться – осесть в памяти.

К сожалению, тот факт, что в памяти оседает лишь концовка, говорит о слабой линии внутри фильма. Типичность хода развития событий, отсутствие новых идей и пресное повествование вызывает нейтральные чувства, потому что подобное кино лишь временное событие, утекающее в безвременье. Благодаря подобным фильмам мы получаем некоторое «волшебство» в основном конкурсе ММКФ, но на перспективу не сохраняем в памяти ничего помимо молодёжного wow.